Поправки вносятся в законы «О персональных данных» и «О защите прав потребителей». Как пояснил Александр Хинштейн («ЕР»), законопроект направлен на четкое разделение документов, касающихся согласия на обработку персональных данных и ужесточение контроля над их оборотом.
- Стало массовым явлением, когда перед предоставлением услуг операторы требуют поставить «галочку» в едином договоре, уже включающем в себя положения об обработке персональных данных, а в случае отказа - ограничивают потребителям доступ к информации о товарах и услугах, - пояснил глава IT-комитета нижней палаты.
Схем сбора персональных данных, которые не устраивают авторов законопроекта, как минимум две. Первая — когда вы подписываете договор на оказание неких «оффлайн»-услуг (например, вам чинят стиральную машину в сервисе). В договор «вшиваются» условия об обработке персданных не только самой фирмой - исполнителем услуги, но и ее многочисленными партнерами. В итоге на ваш телефон и электронную посту летят бесконечные спам-сообщения.
Вторая схема - «браузер-соглашение». Это значит, что согласие на обработку данных о себе вы даете в тот момент, когда заходите на сайт в Интернете.
- Наш законопроект устанавливает, что согласие на обработку персональных данных должно будет отныне всегда оформляться как отдельный, самостоятельный документ. Это позволит гражданам принимать такое решение осознанно, - заявил Хинштейн.
В закон «О защите прав потребителей» добавляется правило, которое обяжет продавца не ограничивать доступ потребителя к информации о своих товарах, если потребитель откажется предоставлять свои персданные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ.
С начала года в Сеть утекло уже более 500 млн записей, напомнил глава IT-комитета.
- Считаю, крайне важным ужесточить не только сам оборот персональных данных, но и порядок дачи гражданином согласия на их обработку. Тем более что человек вправе отозвать в любой момент ранее данное им такое согласие, - заявил Александр Хинштейн.