В разгар 90-х по ТВ крутили рекламный ролик. Мальчишка бегает среди машин на загруженной городской магистрали, дышит на лобовое стекло автомобиля, рисует знак вопроса, тряпкой растирает и берет деньги за услугу. Помню, и мне, тогда еще школьнику, довелось наблюдать жизнь подобных малолетних бизнесменов, организовавших рядом с нашим домом «автомойку», воду для которой добывали прямо из канализационного люка. Месяц работа кипела, потом, что-то не поделив, десять подростков прилюдно избивали ногами своего «партнера». Часть заработка эти «бизнесмены» потратили на надувную куклу из секс-шопа и бесстыдно, на глазах жителей многоэтажек, резвились с ней. Кстати, эпизод этот произошел в Москве, неподалеку от бывшей легендарной Высшей комсомольской школы.
В таком «чикагском стиле» постсоветские детишки учились на хлеб зарабатывать. Плохо не то, что молодежь таким диким способом приобщалась к труду, а то, что эти мальчишки были предоставлены сами себе и управлялись криминалом, перехватившим инициативу у исчезнувших пионерских дружин и комитетов комсомола. Их труд не был оплодотворен высокой идеей — только «бабки» и «ничего личного». Так понятно и доходчиво отец поведал мне тогда о главных принципах молодежной школы жизни начала «святых» ельцинских времен, попутно рассказав, как обстояли дела в былые комсомольские времена.
К слову, вся моя семья — бывшие комсомольцы. Две бабушки сумели сохранить и с честью пронести свои комсомольские билеты сквозь Великую Отечественную войну. Одна в оккупированном Харькове, другая — в белорусском Полесье. Для них это были не просто «корочки» или «ксивы», а судьба, смысл жизни.
Во времена буржуазных преобразований в России родилось немало мифов о комсомоле. Единомыслие, принуждение и никакой духовной свободы, затертые лозунги, нудные собрания, субботники, взносы и пр. В общем, комсомольская жизнь — это полный отстой, выражаясь языком современных тинейджеров. Над созданием такого отталкивающего образа знатно поработали СМИ, киношники, комики, графоманы от литературы, регулярно высмеивая «пережитки совкового прошлого». Таков был запрос нового времени. Общество страстно жаждало перемен. В итоге понятие главной организующей молодежной силы исчезло, растворилось на долгие годы. Но, как гласит поговорка, «вместе с водой из купели выплеснули и ребенка». Молодежь стала жить, черпая смыслы из голливудского кино, мутной жижи Интернета и западной лжепропаганды.
А ведь именно комсомол занимал ключевое место в работе с советской молодежью, став подлинной школой товарищества и трудовой закалки. И, самое главное, комсомол был мощнейшей формой самоуправления и подготовки молодежи к новой взрослой жизни. Вот что, к примеру, писал в своих воспоминаниях мой дед-фронтовик, комсомолец огненных 1940-х, прошедший Ржевскую битву: «Высокая идея пронизывала комсомол. Он был пропитан молодой романтикой, но не являлся искусственным, формальным образованием или игрой в политику. Комсомол участвовал в реальных делах. Извечная дилемма — жить для себя или жить для других — тогда решалась в пользу не личного, а общего, в пользу коллектива. Жить для себя соблазнительнее и легче, но пример нашего кумира Павки Корчагина показывал: сам погибай, а товарища выручай — этому и учились следовать. В чести были жертвенный порыв, искренность чувств и помыслов — что и воспитывалось в нас школой, комсомолом, всей государственной идеологией».
В результате рыночных реформ воспитание, мораль и труд разошлись в разные стороны. СССР раскололся, и прежние формы работы с молодежью превратили в «коммунистическую отрыжку». Молодежь рассыпалась, потеряла центр, вокруг которого вращалась ее жизнь, оказалась вне задач, решаемых старшим поколением и государством. На смену образа комсомольца-добровольца пришел разудалый гопник. А сейчас молодые эволюционируют в беспомощных зумеров, инфантильных косплееров и половозрелых квадроберов, когда, имитируя собачек, прилюдно бегают за косточкой, кусая прохожих. И что же дальше?
Между тем вызовы, с которыми столкнулась Россия и вся наша цивилизация в XXI веке, многомерны. Геополитические, информационные, экзистенциальные, технологические, экономические... Говоря молодежным языком — полный капец.
Какие стратегические цели и задачи стоят перед современной молодежью? Документов на этот счет написано немало, однако формулировки порой размытые, декларативные и по большей части про комфортное житье-бытье. А ведь в «недоброе», как всех убеждали, старое время именно комсомольцы были главной опорой государства. Бурлящая молодая энергия воплотилась в грандиозных стройках первых пятилеток, в освоении целинных земель, в прорывных научных, культурных и спортивных достижениях, в нашей Победе над фашизмом и первом в истории человечества полете в космос. Советский комсомол учил быть честным, ответственным, трудолюбивым, любить Родину и быть готовым ее защищать. Тогда общество и государство были единым монолитом. А ведь выжить в условиях драки можно только по тем испытанным канонам, а не по капиталистическим формулам мещанства и оголтелого индивидуализма.
Если комсомол был справедливым социальным лифтом для ребят из простых семей, то сейчас попробовать себя в роли молодого парламентария или пройти модный лидерский конкурс, пополнив золотой кадровый резерв, в основном могут себе позволить элитные отпрыски или командные игроки из крупных корпораций. А ведь настоящие лидеры, как говорится, от бога, нужны обществу и государству как воздух и вода. Без этого не выжить. Россия богата талантами во всех сферах. Но как их выловить в бескрайнем человеческом океане? Комсомол, будучи массовой организацией, давал такие возможности и являлся общегосударственным кадровым резервом, выравнивая шансы для молодых на жизненном старте.
Сейчас в России существует распыленность молодежных организаций, параллельно их функционирует огромное количество (более 22 тысяч). Параллельно существует волонтерское движение со своими специфическими задачами, структурой, формами работы. Легко запутаться. И главная проблема в том, что нет центральной, консолидирующей силы, способной объединить и направить в единое русло молодую энергию. Огромный потенциал молодежных движений пока используется не в полной мере, влияние их на жизнь, на подрастающее поколение невелико. Возможно, здесь пригодится опыт нашего ближайшего союзника. Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) продолжает традиционную комсомольскую линию. В Белоруссии эта система централизованная и поддерживается государством. Она дееспособна, влиятельна, молодежь ее принимает, и практические результаты работы активно освещаются в СМИ. Говорю это не понаслышке, имею возможность наблюдать жизнь двух стран изнутри.
Как найти место объединенной молодежной организации в наши дни? Скопировать советский комсомол уже не получится. Иные времена, другая Россия. Многие мечтают, чтобы молодые головы целиком захватила великая идея, как было у юного Павки Корчагина и молодогвардейцев, но мы ушли от библейских заповедей, высших ценностей и пока ищем, чем заполнить идеологическую пустоту.
Беда нашего постсоветского времени в том, что идею оторвали от людей и заменили долларом. Да, деньги диктуют правила жизни и порой побуждают даже к патриотическим поступкам. Такова реальность. Как из этого выйти? На нынешнюю ситуацию нельзя смотреть глазами прошлого и особенно иллюзорным взглядом, а использовать имеющиеся обстоятельства для решения вставших перед страной проблем. Вплоть до того, что продумать эффективный и прозрачный механизм стимулирования молодежных движений и их руководителей. А вот то, как уловить эмоции и настроения молодежи (как они сами это называют — «вайб») и направить их в правильное русло, — это вопрос организационного таланта и новаций. И важно, чтобы за подобным креативом не размылась генеральная линия воспитания молодежи через механизм самоуправления.
Несмотря на все достижения и изменения последнего времени, общественная турбулентность не ушла вместе с недавним прошлым. Мы многое потеряли не только в материальной сфере, но и в политике, идеологии, культуре и в целом в духовной жизни. Прежний комсомол в нынешних условиях невозможно повторить, но он является практическим фундаментом нашего движения вперед. Именно комсомол доказал свою полезность в общественном развитии и внес неоценимый вклад в великую Победу. И для начала надо хотя бы перестать отвергать это слово и не бояться исполнять песни про то, что «с нами на все времена — любовь, комсомол и весна».