Изначально пресс-конференция Владимира Путина была запланирована на 15.30, однако задолго до этого у дверей зала стала собираться толпа журналистов. Потом время несколько раз сдвигалось - сначала на полчаса, потом на час, но толпа все росла. Никто не хотел упускать возможности занять лучшие места. Тем более, что последний раз такая масштабная пресс-конференция российского лидера проводилась как минимум 5 лет назад. В 2020 году началась пандемия, а в 2022-м - специальная военная операция, которая привела к сокращению штатной численности корпунктов недружественных стран. А по мере ужесточения риторики заставила Кремль отказаться от приглашения иностранных журналистов на освещение мероприятий с участием президента. Однако в этот раз пустили всех (как потом выяснилось, даже тех, кого в принципе с большим трудом можно отнести к СМИ). Кому не хватило стульев, плотными рядами стояли за спинами коллег, и в срочном порядке крупными буквами набивали на экранах смартфонов названия своих стран, чтобы в нужный момент постараться привлечь внимание Владимира Путина.
Поначалу пресс-конференция шла своим чередом - микрофоном руководил Дмитрий Песков, и первые вопросы были посвящены проблематике только что закончившегося саммита. Владимир Путин рассказал, что никакой альтернативы платежной системе SWIFT, как это утверждали западные СМИ, государства БРИКС создавать не планировали. Однако проблема расчётов является одной из ключевых (прежде всего для стран объединения, находящихся под санкциями), и решать ее предполагается путём использования национальных валют, а также через имеющихся у стран-членов платежных платформ. В частности, у России - это система обмена финансовой информацией. «Какой-то отдельной общей системы мы не изобретаем. Того, что есть, вполне достаточно», - ещё раз подчеркнул Путин. Он также объяснил, почему по итогам саммита не был опубликован список государств- партнёров БРИКС, хотя некоторые страны (в частности, Беларусь и Казахстан) сами объявили, что в него вошли. По словам президента, перечень был согласован всеми лидерами БРИКС, однако не все, кто в него вошёл, подтвердили готовность принять статус партнера. «При получении согласия мы объявим о таком списке. Раньше это было бы делать некорректно», - сказал ВВП.
Когда микрофон перешёл к корреспонденту NBC, стало понятно, что от проблематики БРИКС фокус будет резко смещаться в сторону актуальных новостей и предстоящих выборов в США. Путина попросили прокомментировать снимки, на которых якобы запечатлены северо-корейские солдаты, отправляющиеся на СВО. «Снимки - вещь серьёзная. Если они есть, значит, они что-то отражают», - не слишком серьёзно ответил ВВП. Он напомнил, что в четверг Госдума ратифицировала договор с Северной Кореей, в котором есть статья об оказании военной помощи в случае внешней агрессии. Однако, по словам президента, сначала нужно провести переговоры с руководством КНДР по имплементации («что и как мы будем делать») этой статьи. Что касается внутриамериканской повестки, то вопрос оказался традиционным - о связях с Трампом. Путин в очередной раз заверил, что никаких тайных контактов с кандидатом на пост президента США он не имел и ничем ему не помогает и не помогал. Однако ВВП импонирует стремление Трампа «сделать все, чтобы закончить конфликт на Украине». «Мне кажется, он говорит это искренне», - сказал он.
Дмитрий Песков попросил задать вопрос корреспондента ВВС Стива Розенберга, который, по его словам, давно не имел такой возможности. «Это (который) в такой шапке? нет?» - поискал глазами по рядам Владимир Путин. Стив был без шапки, и чтобы глава государства его правильно идентифицировал, поднял руку. Корреспондент BBC отметил, что на саммите БРИКС много говорилось о глобальной безопасности и справедливом мире, но «как все это соотносится с действиями России на Украине?» Где же здесь справедливость и безопасность, в том числе для России? Ведь раньше ее территории не подвергались атакам дронов «Да, ударов дронами не было, - согласился Путин, - Но была гораздо худшая ситуация». По его словам, западные партнёры все время «ласково» указывали России «на своё место» и это «привело бы нас к скатыванию в разряд второстепенных государств и потери части своего суверенитета» А в таких условиях Россия, как государство, существовать не может. Путин подверг критике западное понимание справедливости и заявил, что страны НАТО тоже сделали много чего несправедливого в отношении РФ. И главное - забрались к нам «в подбрюшье», то есть на Украину.
На этом Дмитрий Песков попытался было свернуть пресс-конференцию, однако журналисты на всех возможных языках громко выразили свой протест. Они продолжали тянуть руки и размахивать включёнными экранами смартфонов, надеясь привлечь внимание теперь уже Владимира Путина. И президент, как это часто бывает, взял бразды правления пресс-конференцией в свои руки. Первым слово, естественно, получил человек в ранее приглянувшийся Путину шапке, который оказался .... киргизским правозащитником. Открыв увесистую тетрадь, он зачитал даже не вопросы, а предложения - в первую очередь отправить корабли стран БРИКС в Персидский залив на помощь Ирану и Ливану. Но президент был предельно осторожен и повторил позицию, которая уже звучала много раз - надо избегать непропорциональных ответов и создавать условия для урегулирования ситуации через поиск компромиссов. Россия, по его словам, видит свою миссию на Ближнем Востоке именно в этом.
Журналистка из Бразилии попросила оценить в баллах от одного до десяти шансы на мирное урегулирование другого конфликта - на Украине. Однако, по словам Путина, это сложная задача. «Поведение украинской верхушки сегодня является очень иррациональным. Поверьте, я знаю, что говорю». Президент высказал мнение, что вторжение ВСУ в Курскую область и стремление любой ценой удерживать эти территории, связано с предстоящими выборами в США. Таким образом, по его словам, Киев пытается показать, что вложения в Украину были не напрасны. «Они на них работают, а не на интересы украинского народа», - считает ВВП.
Путин также рассказал о неоднократных неудачных попытках Турции подвести Россию и Украину к переговорам. Недавно с Москвой по телефону связался помощник Эрдогана из Нью-Йорка и попросил рассмотреть «новые предложения» украинской стороны. «Я согласился. А на следующий день глава киевского режима вдруг заявил, что никаких переговоров вести с нами не собирается. Мы туркам сказали: ребята, спасибо вам, конечно, за участие, но вы сначала разберитесь со своими клиентами - хотят они или не хотят. Пусть скажут об этом прямо», - заявил Путин. Он отметил, что мяч сейчас на стороне Украины. Россия, по его словам, готова рассматривать «любые варианты мирных договорённостей, исходя из реалий, которые складываются на земле».
Когда пресс-конференция всё-таки закончилась и Владимир Путин поспешил к давно томившимся в ожидании визави, журналисты расходиться не спешили. Те, кому не удалось задать вопрос президенту, пытались взять интервью ... у своих более удачливых коллег. Видимо, действительно, соскучились.