Справка «МК»:
ЗРК «Бук» среднего радиуса действия - многоканальный многофункциональный высокомобильный комплекс, обеспечивающий защиту различных объектов от средств воздушного нападения, в том числе в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Комплексы несут боевое дежурство на линии боевого соприкосновения с самого начала СВО, предотвращая воздушные атаки и обеспечивая надёжный щит от средств воздушного нападения ВСУ.
Замкомандира батареи с позывным «Одиннадцатый» отметил, что боевая обстановка для зенитчиков остается напряженной.
- Напряженная, но контролируемая, - говорит он. - Все цели мы видим и сбиваем. Обычно противник выпускает одну за другой две-три ракеты. В общем, идут волнами. Как правило, сначала отбиваем первую, меняем позицию, чтобы по нам ничего не прилетело, и работаем по новым целям. Видим все в радиусе 100 километров. Зона поражения - до 32 километров.
Офицер говорит, что самое главное – цель поймать, зафиксировать. А дальше она уже никуда не денется.
- График плотный, - продолжает он. - Дежурим сутки. На одну машину - два экипажа. Посуточно меняемся. Наш расчет за дежурную смену сумел обнаружить, определить и уничтожить пять беспилотных летательных аппаратов ВСУ самолетного типа, в том числе беспилотник-разведчик «Фурия». Его мы сбили на высоте свыше 2000 метров и на расстоянии более тридцати километров.
По его словам, на Южно-Донецком направлении, такие беспилотники ВСУ - для них практически ежедневная цель, как и снаряды реактивных систем залпового огня западного производства.
- Стреляем по беспилотникам, реактивным снарядам HIMARS. «Хаймарсы» сбить сложно, но возможно, мы уже привыкли к ним. Они хоть и быстро летят, но мы научились их засекать и нормально по ним отрабатывать, - отметил зенитчик.
Механик-водитель с позывным «Оскол» рассказал, что на подготовку к боевой работе у экипажа уходят минуты.
- Поступает команда, машина размаскируется, выезжает из гаража, совершает марш порядка 1,5 километра, и в районе боевого маневрирования она буквально через три минуты полностью готова поражать цели. На все про все 6-7 минут, - уточняет механик-водитель.
Он отметил, что в последние дни интенсивность атак неприятеля снизилась. Стало меньше пусков крылатых ракет, меньше авиация их работает. Даже дронов стало меньше. Но это не повод, чтобы снизить бдительность.
- После пуска первой зенитной ракеты быстро включаю повышенную передачу и увожу машину с позиции, - заметил боец. По его оценке, «Бук» - машина отличная, может с места развить большую скорость.
- Распутицы не боится, «лесополка» - лесополоса - не преграда. Но, конечно, стараюсь машину беречь и лишний раз не заезжать в какие-то труднопроходимые участки местности. Только если это остро необходимо, - подчеркивает «Оскол».
- Плюс, конечно, техническое обслуживание машины – это то, чем я занимаюсь. Когда смотришь на нее впервые, кажется, что это слишком сложный механизм. Но на самом деле, в обслуживании она неприхотлива. Масло, воду долил, и она работает, - поясняет воин.
В зоне СВО он уже давно, поэтому в момент боевой работы особо не волнуется.
- Опыт позволяет не испытывать нервоза и лишней суеты, - говорит боец. - Даже при том, что сами машины меняются периодически. Это происходит, как правило, из-за какой-то значительной поломки. Машина уходит в рембат, нам дают другую. Все просто. Работа не должна останавливаться...
Зенитчик считает, что очень важна слаженность экипажа.
- Наш экипаж сформировался давно, - говорит боец. - Работаем как единый организм. Поддерживаем, помогаем. Мы ведь, в принципе, взаимозаменяемые. Каждый может встать на место другого. Это важно.
Периодически в батарею приходит пополнение. Новые бойцы обучаются прямо на позиции. Так быстрее и эффективнее. Для этого достаточно около двух недель. Все понимают, что должны как можно быстрее встать в строй, чтобы хорошо выполнять боевые задачи.