"Данные законопроекты заслуживают поддержки... вместе с тем... нуждаются в доработке, поскольку их принятие в действующей редакции приведет к тому, что под запретом окажется распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, исключающем деторождение", - говорится в распространенном СМИ заявлении руководителя правового управления Московской патриархии игумении Ксении (Чернеги). Согласно тому же источнику, патриарх Кирилл направил обращение в адрес авторов законопроекта с просьбой внести в него соответствующие поправки.
Напомним, что речь идет о пакете из двух проектов, принятых Госдумой в первом чтении 17 октября. Первый, который, собственно, и содержит запрет "пропаганды отказа от деторождения", представляет собой поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты РФ. Второй, корректирующий КоАП, предусматривает введение административной ответственности - в виде штрафов - за нарушение запрета.
Отношение РПЦ к законопроектам на этапе их внесения и общественного обсуждения было горячо одобрительным. Пожалуй, не будет преувеличением назвать церковь одним из наиболее энергичных и деятельных их лоббистов. Вот, например, что говорил всего пару недель назад председатель Патриаршей комиссии Русской православной церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов: "Запрет этой пропаганды - такое же ограничение в интересах общества, как запрет нацистской символики, запрет на призывы к уничтожению других людей по признаку другого цвета кожи, запрет на пропаганду суицидов и извращений".
Но получается, в тот же ряд отвратительных деяний попадет - если закон вовремя не исправят - и "распространение информации о монашестве". Собственно, эта информация первой бросается в глаза при попытке обнаружить в Интернете материалы с признаками "пропаганды отказа от деторождения". Светские разновидности чайлдфри-движения надо еще поискать. Нужно, как говорится, знать места: круг сих пропагандистов, положа руку на сердце, не так чтобы сильно велик.
Между тем поток знаний о монастырских обителях и преимуществах монашеского образа жизни катится по Сети широко, величаво и совершенно открыто. Для справки: в настоящее время в РПЦ насчитывается 994 монастыря (486 мужских и 508 женских). За последние 15 лет, то есть с момента вступления в должность нынешнего патриарха, их число выросло на 190. И надо полагать, увеличение численности монастырской братии не в последнюю очередь обусловлено ведущейся церковью активной информационной работой с населением.
Практически у каждой обители имеется своя интернет-страничка. Рассказами о плюсах иноческого житья-бытья полны и другие православные интернет-ресурсы. Справедливости ради, далеко не вся информация такого рода может быть отнесена к "пропаганде отказа от деторождения". Предостережений о том, что монашеский путь подходит не для всех, что это "великий крест", тоже достаточно много. Но рекламы, пожалуй, все-таки больше, чем антирекламы.
Заголовки статьей говорят сами за себя: "Монашество - это счастье", "Монашеская жизнь полна радости", "Хорошо быть монахом!", "Монашество - это евангельская жизнь". Вот, например, какие доводы в пользу отказа от мира приводятся на сайте Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область): "Жизнь Адама и Евы в раю до грехопадения была, по существу, ангельской, или монашеской... Жизнь апостолов также напоминает монашеский подвиг... Согласно учению Христа, христианская жизнь – это монашеская жизнь. Заповеди блаженства ясно показывают, что христианство – это монашество".
А некоторые монастырские пропагандисты не чураются и аргументов материального свойства. Вот выбранные места из беседы с наместником одной из обителей, размещенной на портале "Православие.ru": "Монахи – это самые радостные и счастливые люди! У них осуществляется принцип: человек не имеет никаких попечений. Миряне ломают голову о том, как прокормить семью, купить одежду, заплатить за квартиру, отремонтировать машину или дом, – масса суетных и хлопотных житейских попечений. Монах же выполняет небольшую возложенную на него работу: молится Господу и исполняет послушание. И все. Он не имеет больше никаких хлопот, живет той жизнью, которую избрал..."
В общем, есть, мягко говоря, к чему придраться. Но это еще не вся проблема. Даже не половина ее. Если статьи и интервью, подобные процитированным, еще можно убрать с глаз долой, то что прикажете делать с текстами Священного Писания, с трудами святых отцов и святителей? Немалую их часть также вполне можно квалифицировать как "пропаганду чайлдфри".
В качестве примера можно привести Первое послание к Коринфянам (книга Нового Завета, адресованная апостолом Павлом христианской общине города Коринфа). "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины, - заповедал апостол. - Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так... Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене".
Заводить семью христианам Павел, правда, не запрещает, но относится к такому выбору совсем без восторга. "Апостол говорит: всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть замуж выходит, - комментировал послание Павла святитель Феофан Затворник (епископ Русской церкви, жил в XIX веке, прославлен в лике святителей в 1988 году), явно разделяя и продвигая такую трактовку. - Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных".
Ясно, что исправить закон проще, чем привести в соответствие с российским законодательством Новый Завет, так что ответ на вопрос, в пользу какого решения будет сделан выбор, достаточно очевиден. Однако массив исключений из новых грозных правил угрожает стать столь огромным, что, образно говоря, может превратить обедню в фарс.