Имя Махтумкули Фраги среднестатистическому россиянину ничего не говорит. Но объяснить его значение просто — это туркменский Пушкин (хотя когда солнце русской поэзии появилось на свет, Фраги был уже седовласым старцем). Как сообщает "Википедия", Махтумкули в значительной мере изменил туркменский поэтический язык, сблизив его с народной речью, а своим творчеством пропагандировал универсальные ценности: любовь к родине, гуманизм, стремление к национальному единству и т.д. 2024 год в Туркмении проходит под девизом “Кладезь разума Махтумкули Фраги”. Но и в России юбилей прославленного туркмена не остался незамеченным — в Москве открыли бюст, в Санкт-Петербурге организовали тематическую выставку, в Астрахани провели турнир по мини-футболу, а в школе села Фунтово, где когда жил поэт, учащиеся весь год изучали наследие классика.
Владимир Путин, как выяснилось из его выступления на форуме, тоже не понаслышке знаком с творчеством Махмуткули. «У него был уникальный поэтический стиль — выражать мысли кратко, но при этом емко и афористично. Многие его изречения, что называется, ушли в народ — стали крылатыми фразами, пословицами и поговорками», - рассказал президент. И даже процитировал, очевидно, наиболее близкое: «Идут под сенью праведных знамен все наши племена со всех сторон».
Путин отметил, что «далеко опередивший свою эпоху» поэт-мыслитель «никогда не останавливался в творческом и духовном поиске», а его призывы к «чистоте, справедливости, равенству, толерантности, уважению, солидарности» и сегодня «близки и понятны здравомыслящим людям». По словам президента, Россия и другие представленные на форуме страны выступают «в духе философских подходов Махмуткули за более справедливое распределение благ, за последовательную демократизацию международной жизни». «Формируется новый миропорядок, отражающий многообразие всей планеты, и этот естественный процесс носит необратимый характер», - подчеркнул он. ВВП поблагодарил президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова и национального лидера туркмен (а также отца президента) Гурбангулы Бердымухамедова за то, что они, следуя заветам Махмуткули, вносят значительный вклад в сохранение мира и стабильности в регионе и расширение сотрудничества.
Помимо Владимира Путина в ашхабадском форуме приняли участие президенты других постсоветских стран Центральной Азии (Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии), а также президенты Армении, Монголии и Ирана. В отличие от Джо Байдена, отказавшегося от поездки в Германию из-за угрозы урагана "Милтон", Масуд Пешкезиан, которому Израиль угрожает «смертоносным, неожиданным и предельно точным ударом», не стал менять свои планы. При всем уважении к Махмуткули такое решение иранского лидера могло быть продиктовано только обстоятельствами чрезвычайной важности, причем безотлагательного характера. И таким обстоятельством оказалась его встреча с Владимиром Путиным.
Общение лидеров началось на фоне шикарного туркменского ковра в составе делегаций, а потом, как сообщил Дмитрий Песков, продолжилось с глазу на глаз. Поэтому наиболее конфиденциальные детали в любом случае известны только двоим участникам (и их переводчикам). В публичной части российский президент по традиции был предельно краток: отметил рост товарооборота, подчеркнул, что оценки происходящих в мире событий у Москвы и Тегерана близки и даже совпадают, а также пригласил Пешкезиана на саммит БРИКС, где намечается еще одна двусторонняя встреча. Иранский лидер в ответном слове фактически повторил все сказанное ВВП. Однако намекнул на главную тему переговоров. «У нас очень много сейчас возможностей, и мы должны помогать друг другу. Наши принципы схожи», - заявил Пешкезиан. «Принимая во внимание волю духовного лидера исламской революции, наши отношения должны день за днем укрепляться и улучшаться», - добавил он.
Вопрос взаимной помощи, действительно, является ключевым в условиях продолжения СВО, которую ведет Россия, и возможного перерастания ирано-израильского противостояния в полномасштабный военный конфликт. Не секрет (хотя обе стороны это отрицают), что Тегеран поставляет Москве беспилотники, а также баллистические ракеты. Москва, в свою очередь, снабжает иранских партнеров технологиями и разведывательными данными. Однако в нынешней ситуации Иран, как сообщают военные эксперты и СМИ, может быть остро заинтересован в российских истребителях, радарах, а главное — в системах ПВО. Израиль пока не ответил на массированную ракетную атаку, случившуюся в начале октября. Но неоднократно давал понять, что возмездие неизбежно. «Наша атака будет смертоносной, предельно точной и, что самое главное, неожиданной. Они (Иран) не поймут, что случилось и как это произошло. Они просто увидят результаты", - предупреждал министр обороны еврейского государства Йоав Галант.
Лидерам Ирана и России также важно обсудить возможную реакцию Москвы, в случае если во время обстрела пострадает российская техника или военные. Это вполне возможный сценарий, так как 3 октября Израиль уже бил по иранским объектам в районе базы Хмеймим. А в 2018 году спровоцировал ситуацию, стоившую РФ потери самолета-разведчика Ил-20. Тогда вопрос удалось урегулировать дипломатическим путем. Большинство экспертов сходятся во мнении, что и сегодня военного вмешательства РФ на стороне Ирана при любом раскладе ждать не приходится. Но могут быть нюансы.
Перед отлетом из Ашхабада Владимир Путин провел встречу с лидером нации - Гурбангулы Бердымухамедовым, с которым последний раз виделся еще до пандемии. Здесь снова много говорили о значении Махтумкули Фраги для Туркмении и всего мира. Бердымухамедов поздравил российского лидера с присуждением ему юбилейной медали, выпущенной по случаю 300-летия поэта, и поблагодарил за личный вклад в празднование столь памятной даты. Путин, в свою очередь, подчеркнул своевременность прошедшего форума: «В мире очень много сложных ситуаций, конфликтов, а туркменский мыслитель, трехсотлетие которого мы отмечаем, все-таки настраивал всех нас, все человечество на то, чтобы искать решение любых сложных проблем и выстраивать должным образом отношения между людьми».