В конфликте, который превращается в войну на нескольких фронтах, Иран и Саудовская Аравия, вероятно, являются двумя ключевыми региональными игроками, отмечает в своем аналитическом материале The Guardian. Министр Аракчи, который уже побывал в Бейруте и Дамаске, держит свои карты при себе, но считается, что он играет решающую роль в принятии любого решения о том, что "Хезболле" необходимо отступить, перегруппироваться и не допустить превращения Ливана во вторую Газу.
До сих пор непокорная "Хезболла", поддерживаемая Ираном, отрицала, что она потрясена убийством своего руководства Израилем. Хотя группировка заявила, что готова прислушаться к переговорам о прекращении огня, которые ведут ее ливанские политические союзники, она официально не заявляла, что готова отказаться от своего требования об “одновременном прекращении огня в Газе и Ливане”.
Ливан в прошлом был источником напряженности в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом, а Саудовская Аравия хотела бы ограничить влияние Ирана и "Хезболлы", подчеркивает The Guardian. Но принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд, министр иностранных дел Саудовской Аравии, сталкивается с проблемой. Он настроен на долгосрочное улучшение отношений с Ираном и хочет, чтобы США сделали больше для осознания двойной опасности - израильской эскалации, в том числе в Ливане, и крупного нападения на Иран. В то же время Эр-Рияд считает, что "Хезболла" стала препятствием на пути формирования функционирующего государства в Ливане.
Саудовская Аравия также глубоко разочарована отказом Израиля поддержать создание палестинского государства. Саудовские дипломаты обратили внимание на высказывания Басена Наима, главы политического подразделения ХАМАСА, о том, что “если у нас будет шанс создать суверенное палестинское государство, мы будем сотрудничать и станем частью этого”. Эти высказывания напоминают о прежних заявлениях ХАМАСа о том, что он может принять решение о создании двух государств.
Большая часть ирано-саудовских переговоров будет сосредоточена на том, как реагировать на израильское вторжение в Ливан, и хочет ли Иран возобновить дипломатический путь урегулирования кризиса или считает, что "Хезболла" может восстановиться военным путем, пишет The Guardian.
Саудовская Аравия сыграла важную роль в поддержке призыва к 21-дневному прекращению огня, обнародованного в ООН 25 сентября и поддержанного США, Францией и Великобританией. Эти три недели были предназначены для того, чтобы дать возможность ливанским политикам избрать нового президента и, возможно, "Хезболле" договориться о том, чтобы урегулировать ливанский кризис в Газе. С 8 октября прошлого года "Хезболла" обстреливает ракетами Израиль из Ливана в поддержку ХАМАС в Газе, напоминает The Guardian.
Ливанские политики, выступающие против "Хезболлы", сейчас разрываются между желанием, с одной стороны, чтобы Израиль прекратил бомбардировки и договорился о прекращении огня, и, с другой стороны, растущим гневом по поводу того, что "Хезболла" не желает смотреть в лицо реальности и идти на необходимые политические уступки, в том числе в вопросе президентства.
Ливанская политика зашла в тупик с тех пор, как выборы 2022 года привели к формированию парламента, который фактически предоставляет шиитской "Хезболле" и ее союзникам право вето на выбор президента многоконфессиональной арабской страны. Для избрания президента на шестилетний срок требуется большинство в две трети голосов, или 86 мест. Последовательные раунды голосования в 2022 и 2023 годах не привели ни к какому соглашению. В настоящее время США настаивают на избрании Жозефа Ауна, нынешнего главнокомандующего ливанской армией.
Избрание Ауна стало бы первым этапом на пути укрепления официальных государственных вооруженных сил и снижения военной роли "Хезболлы", что привело бы к разоружению организации в соответствии с резолюциями ООН, принятыми в 2004 и 2006 годах, пишет The Guardian.
Великобритания и США готовы выделить средства на укрепление армии в рамках усилий по ослаблению "Хезболлы" и снижению влияния Ирана. Ранее Великобритания финансировала строительство сторожевых вышек на сирийской границе, которые могут замедлить поставки оружия "Хезболле".
Плану прекращения огня был нанесен удар через 48 часов после того, как он был представлен в Нью-Йорке, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отверг его условия, а затем, не посоветовавшись с США, одобрил убийство Насраллы в Бейруте.
США, похоже, на данный момент похоронили соглашение о прекращении огня, и представитель Госдепартамента США одобрил действия Израиля, заявив: “Ничто из того, что мы видели на данный момент, не позволяет нам сделать вывод о том, что они делают что-то иное, кроме как нацеливаются на террористическую организацию "Хезболла", которая нанесла удары и продолжает наносить их удары по Израилю, в том числе и в последние несколько дней”.
Пресс-секретарь добавил: “В конечном счете, мы действительно хотим добиться прекращения огня и дипломатического урегулирования, но мы считаем уместным, что Израиль на данном этапе привлекает террористов к ответственности и пытается оттеснить ”Хезболлу" от границы". Он охарактеризовал действия Израиля как ограниченное вторжение.