Владимир Путин второй день подряд посвящает вопросам образования. Накануне он посещал площадку в технопарке «Руднево», где студенты московских техникумов и колледжей проходят производственную практику, а в четверг назначил виртуальную встречу победителям всероссийских конкурсов в сфере педагогики. Оба мероприятия, по словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, находятся в «одной смысловой линии». «Традиционно президент уделяет большое внимание вопросам образования», - подчеркнул он, напомнив, что 5 октября в стране отмечается «всеми любимый праздник» - День учителя. Однако лауреатам пришлось набраться терпения: Владимир Путин вышел на связь с аудиторией с большим опозданием. Впрочем, судя по кадрам, распространённым пресс-службой Кремля, педагоги не скучали. Время ожидания они провели с пользой для дела и тела, обмениваясь новаторскими методиками проведения физкультминуток.
Владимир Путин в первую очередь поздравил с приближающемся праздником всех российских учителей и отдельно тех, кто работает в Новороссии и на приграничных территориях. «Вы делаете все для того, чтобы дети могли учиться, демонстрируете исключительную верность профессиональному долгу и настоящее мужество», - сказал президент. Он отметил, что «образование - это всегда сотворчество учителя и ученика» и выразил надежду, что новаторские методики лауреатов конкурсов окажутся востребованными их коллегами.
Участники встречи не стали рассказывать о своих достижениях и сразу перешли к вопросам, волнующим педагогическое сообщество. Екатерина Румбах из Челябинска рассказала, что всех без исключения учителей тревожит снижение уровня речевой культуры на фоне поголовной гаджетизации населения. А ведь слово - это основа сохранения национальной идентичности. «Какие меры можно предпринять на государственном уровне для повышения речевой культуры всего общества?» - спрашивала Румбах президента. Но у Владимира Путина в этом случае не было готового рецепта. Он мог только согласиться, что речевая культура - это «существенный признак интеллектуального развития человека» и наиболее «яркий признак национальной идентичности». «Нажимать пальчиком кнопочки», по словам ВВП, в современном мире тоже очень важно, но нужно учить подрастающее поколение не просто читать, но и вчитываться. «Давайте вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы книга была в руках молодого человека», - предложил аудитории президент, отметив, что писательские чувства и интонации «трудно улавливать из гаджетов».
Одно из решений с ходу предложила учитель начальных классов из Ленинск-Кузнецка Елена Резник - школьные библиотеки, по ее мнению, должны превратиться в читательские клубы, где дети могли бы «расширять горизонты своих познаний» и овладевать культурой речи. Но для этого нужна масштабная программа их обновления и пополнения фондов. «Надо поддерживать библиотеки вообще и школьные в частности», - согласился Владимир Путин, отметив, что работы по обновлению должны вестись в рамках федеральной программы ремонта общеобразовательных учреждений. «Стандарт там
очень хороший. Ясно, что мне стараются показать что получше, но после ремонтов школы выглядят совсем по-другому», - похвалил президент.
Воспитательница детского сада из Вологды Надежда Воронцова призналась, что о школьной жизни узнает от своей дочери - ученицы 7 класса. Им обеим особенно нравятся «Разговоры о важном». Однако, по мнению Воронцовой, такие «разговоры» необходимо начинать в более раннем возрасте, поскольку в «5 лет ребёнок уже способен понимать, как Родину любить». Она предложила распространить «Разговоры о важном» на дошкольные учреждения, чтобы обеспечить «бесшовный» переход детей с одной ступени образования на следующую.
Однако Владимир Путин осторожничал. С одной стороны, детей в информационном пространстве обязательно нужно правильно ориентировать. Но с другой стороны, все должно быть «искренне, объективно и доходчиво», а главное - по возрасту. «Надо с детьми работать, исходя из уровня развития. Это очень тонкие вещи», - заявил президент, посоветовав для начала проконсультироваться с детскими психологами. «Кто-то говорит в 5-летнем возрасте: «Я хочу быть солдатом». Он берет автомат игрушечный, играется. Кто-то по-другому себя ведёт. Это же дети, понимаете? У них есть определенный уровень развития», - объяснял педагогам ВВП.
Тем не менее, по мнению Путина, «базовые ценности» нужно аккуратно и доступно доводить до самых маленьких детей, связывая понятие Родины с мамой, папой и другими родственниками. Ведь не случайно в народе говорят: «впитал с молоком матери», «усвоил с младых ногтей». «Это правильная и нужная работа. Я вас в этом, безусловно, поддерживаю. Спасибо, что вы об этом сказали», - резюмировал ВВП.