Китай и Бразилия предложили свой «консенсус о мире» еще в мае. Он состоит из шести пунктов. В первом пункте говорится о необходимости деэскалации ситуации. Во втором страны призывают к началу мирных переговоров. Третий посвящен противостоянию возникновения гуманитарного кризиса. Четвертый пункт предупреждает о недопустимости применения оружия массового уничтожения. Пятый говорит о недопустимости ударов по атомным объектам. Последний, шестой, призывает сопротивляться «анклавизации» мира В августе спецпредставитель Китая по делам Евразии Ли Хуэй заявил, что инициативу поддержали «более 110 стран».
О появлении платформы, построенной на основе китайско-бразильского «консенсуса», министр иностранных дел КНР сообщил 27 сентября. «Китай, Бразилия и единомышленники стран Глобального Юга собираются создать «Друзей мира» по украинскому кризису», — говорится в сообщении китайского МИДа. Глава министерства иностранных дел подчеркнул, что «Друзья мира» — это «открытая платформа, которая не ищет конкуренцию и конфронтацию, а ведет инклюзивный диалог». В нём, по имеющимся данным, приняли участие представители 17 стран: Китая, Бразилии, Египта, Турции, Казахстана, Кении, Индонезии, ЮАР, Саудовской Аравии, Замбии, Мексики, Алжира, Боливии, Колумбии, а также Венгрии.
Однако среди присутствующих на саммите было несколько неоднозначных представителей. Внезапно там оказались и Франция с Швейцарией, что вызвало недоумение и у российской, и у украинской сторон. Глава МИД России отметил, что «было странно узнать» о присутствии людей от этих стран, так как швейцарцев «нельзя назвать нейтральными уже давно», а «французы — члены НАТО», которые «рьяно выступают за Украину». Лавров поинтересовался у китайского коллеги, как же на встрече оказались представители Франции и Швейцарии. По словам главы МИД КНР, «они очень сильно просились», поэтому коллективно было принято решение пригласить их в качестве наблюдателей.
Украинский же МИД заявил, что «украинская сторона разочарована информацией о поддержке швейцарской стороной так называемого «Китайско-бразильского консенсуса». Естественно, в министерстве подчеркнули, что украинская «формула мира» - единственный возможный путь решения конфликта. МИД также заявил, что нет необходимости в создании дополнительных платформ для обсуждения путей достижения мира.
Истеричный тон украинского МИДа не удивляет. Ведь теперь появилась реальная конкуренция их «формуле мира» вместе с саммитом, а в нынешнем положении страны это очень сильно ударяет по ее переговорным позициям. Однако нельзя сказать, что этот консенсус отвечает и интересам России. Например, вызывает сомнения четвертый пункт про удары по атомной энергетике. Из формулировок не ясно, какова будет судьба Запорожской АЭС, которая сейчас находится под контролем России.
О том, сможет ли стать платформа «Друзья мира» альтернативной площадкой для обсуждения и насколько это отличный от «саммита мира» формат, мы спросили у политолога Алексея Макаркина:
«Это не саммит мира. Тут другой состав. На этой площадке чрезвычайно активен Китай, Индия, Бразилия, то есть партнеры России по БРИКС. Если Россия исходит из того, что в Швейцарии собрались во многом недружественные страны, то здесь целый ряд стран БРИКС. И, допустим, Украина, которая поддерживает саммит мира, не поддерживает этот формат, потому что в шести пунктах Китая и Бразилии, нет принципа территориальной целостности Украины. Запад этот саммит тоже не поддерживает. Он исходит из того, что нельзя ничего обсуждать без Украины. По крайней мере, такова официальная позиция. Так что площадки очень разные.
Однако что касается эффективности площадок, то здесь западные страны ориентируются на результат выборов в США. А позиция Дональда Трампа не столь отличается от позиции участников мероприятия Глобального Юга. По крайней мере из того, что мы знаем о позиции Дональда Трампа. При этом и в западных странах есть целый ряд экспертных мнений, которые говорят, что надо в той или иной степени отходить от максималистской позиции по поддержке Украины. Так что здесь тоже могут точки для соприкосновения. Думаю, что расчет Китая именно на это. Запад устает от Украины, и Запад будет смягчать свою позицию.
Но кроме Украины, Запада и Китая есть и Россия. А у России есть своя позиция, и она официально заявлена. Она не совпадает с позицией Китая. Например, Россия настаивает, что Украина должна полностью передать РФ четыре региона: ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Есть и ряд других требований, о которых Китай просто не упоминает. Так что на Западе все зависит от того, кто победит в США. С Россией же есть несовместимость в озвученных позициях, и как это преодолевать, пока очень сложно сказать».
- Касаемо Запада. Для чего к встрече присоединились Франция и Швейцария?
- Это следствие того, что, с одной стороны, эти страны пока не хотят отождествлять себя с китайско-бразильским планом, иначе это получится раскол Запада. С другой стороны, они присматриваются: «А что будет, если?..»