Что использовали при организации невиданного теракта израильские спецслужбы? Во-первых, они учили, что в движении «Хезболла» сознательно отказались от современных гаджетов, чтобы не «засвечивать» местонахождение абонентов. Пейджеры просты до примитивизма, как один из героев «Волшебника изумрудного города» Страшила, который не имел мозгов и умел считать только до трёх. Пейджеру без «мозгов» не угрожает никакое вредоносное программное обеспечение.
Радиосигнал на него поступает не напрямую от отправителя, а опосредованно через оператора. Вы звоните или отправляете ему электронное письмо, оператор набирает текст и отправляет его на сервер пейджинговой системы, откуда текст поступает на устройство. Могут возникнуть вопросы к программисту, имеющему доступ к серверу, не его ли это рук дело со взрывами пейджеров?
Второй источник «пейджинговой угрозы» – производитель аккумуляторов. К нему тоже вопрос: он случайно напортачил или сознательно заложил в аккумуляторы мину замедленного действия? В буквальном смысле мини-мину могли заложить и посредники или продавцы. Впрочем, конспирология вряд ли поможет в расследовании случая с «ливанскими» гаджетами.
Нельзя забывать и простого правила: не пользоваться «вздувшимися» аккумуляторами. Автор этих строк много лет назад столкнулся с такой проблемой в модели телефона Xenium V387 компании Philips. Ещё ранее притчей во языцех стали самовозгорания и взрывы аккумуляторов в телефонах Note7 компании Samsung. Сегодня производитель делает гаджеты со встроенными аккумуляторами, состояние которых, увы, невозможно проверить.
Между тем, любое устройство, работающее на литий-ионных аккумуляторах, является огнеопасным. Самовозгораются не только пейджеры и телефоны, но и электросамокаты, электрокары, электробусы.
В декабре прошлого года НТВ показало кадры возгорания в районе Алтуфьево в Москве электробуса, стоявшего на зарядной станции. А сколько раз пожарные расчёты выезжали на тушение электросамокатов в домах?
Но вернёмся к «ливанским» пейджерам. Их литий-ионный аккумулятор состоит из анода и катода, между которыми проложен пористый полимерный сепаратор. Эта «сладкая парочка» находится в электролите – растворе солей лития. При первой зарядке на заводе-изготовителе на электродах (в основном на аноде) образуется защитный ионопроводящий слой, сформированный из разложившегося электролита. Он защищает электроды от недопустимых реакций с электролитом.
В большинстве случаев самовозгорание аккумулятора происходит из-за короткого замыкания в паре анод-катод. Короткое замыкание сопровождается выделением тепла. При температуре 70–90 градусов по Цельсию на аноде начинает разрушаться ионопроводящий защитный барьер. Литий, интегрированный в анод, запускает реакцию с электролитом, в результате чего происходит выделение метана, этана, этилена и других летучих газов. Их смесь «закипает» в герметичном корпусе, растёт температура и давление.
При 180–200 градусах катод начинает выделять кислород, который поддерживает горение внутри герметичного корпуса аккумулятора. От повышения температуры разлагается электролит, что приводит к увеличению температуры внутри корпуса до 300 градусов. В этих условиях в реакцию с остатками электролита вступает графит. При 600 градусах плавится алюминиевый токоприемник. Ну, а дальше – взрыв.
Для предотвращения самовозгорания в аккумуляторе предусмотрены несколько степеней защиты. Например, сепараторы при повышении температуры теряют проницаемость. В аккумуляторы встраивают клапаны и предохранителями. При росте давления и температуры электроды отключаются от сети, а через клапан выходят образовавшиеся газы.
Правда, при контакте с воздухом они всё-таки воспламеняются, но уже без взрыва. Кроме того, аккумуляторы оснащаются различными контролерами, сенсорами и балансирами заряда. Самую большую угрозу содержит электролит. Но как сделать его менее опасным – учёные и конструкторы пока не придумали.
Поэтому владельцам гаджетов с литий-ионными аккумуляторами самим придётся беспокоиться о своей безопасности. Кто предупреждён – тот вооружён.