Российское военное ведомство пока воздерживается от комментариев по Торопцу. Возможно, идет анализ информации о примененных противником средствах поражения. Появились версии, что, кроме дронов (некоторые называют до 100 штук), противник впервые применил американские крылатые ракеты большой дальности AGM-158B JASSM-ER, запущенные с истребителей F-16. Не исключено, что это была комбинированная атака, в которой дроны играли вспомогательную роль, перегружая нашу ПВО.
Местные власти объявили эвакуацию населения в двух ближайших к ЧП районах, а Росгвардия попросила владельцев личного оружия сдать его на временное хранение. При этом госорганы называют происходящее «пожаром после падения обломка дрона». Правда, на многочисленных видео, кроме большого пожара, видны и слышны еще и взрывы.
Представление о том, что могло попасть под удар ВСУ, могут дать архивные телесюжеты июня 2018 года, на которых заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков с помпой отрывает в Торопце... нет, не новый жилой дом или казарму, а новейшее хранилище боеприпасов! При этом он утверждает, что бетонное хранилище надежно защищено, в том числе от ударов с воздуха.
Сейчас Булгаков находится под следствием и обвиняется в коррупционных схемах. Возможно, анализ «пожара» в Торопце добавит следователям аргументов и в деле бывшего главного тыловика появятся новые обвинения.
Дело в том, что в свое время, когда министром обороны был Анатолий Сердюков, под руководством Булгакова была проведена колоссальная операция по утилизации взрывным способом более 5 миллионов (!) тонн боеприпасов, которые, как утверждали тогда, хранились ненадлежащим образом.
Вместо десятков старых арсеналов было решено построить несколько современных хранилищ, соответствующих всем требованиям безопасности. Одно из них построили в Торопце. Теперь следствию предстоит разобраться, как был построен и защищен арсенал, на строительство которого ушли немалые госсредства.
Пока сообщается о 17 пострадавших в результате атаки дронов на Торопец. Проводится эвакуация жителей близлежащих районов в Западную Двину и Старую Торопу. О том, что одним пожаром дело не обошлось, говорят зафиксированные датчиками системы мониторинга землетрясений толчки магнитудой до 2,8. Об этом сообщил ресурс «Рыбарь».
Военный эксперт Владислав Шурыгин в связи с событиями в Торопце напомнил о насущных задачах нашей ПВО. В частности, о необходимости создания сплошного рубежа радиолокационного обнаружения воздушных целей, перекрывающего малые и предельно малые высоты; возвращения в состав ПВО истребительной авиации; массовом применении аэростатных радаров и оптико-акустических систем обнаружения дронов.
Возможно, после «пожара» в Торопце эти и другие предложения по усилению нашей ПВО получат дополнительный импульс в реализации.