Трагический инцидент произошел в муниципалитете Цхалтубо в селе Гегути у здания офиса «Грузинской мечты». Члену правящей партии Эрмиле Гигиадзе стало плохо во время словесной перепалки с активистом ЕНД Роландом Нуцубидзе, который выкрикивал оскорбления и угрозы в адрес партии и его лично. Он упал и скончался на месте. Депутат от правящей партии Леван Мачавариани заявил, что эта трагедия является примером того, «как работает псевдолиберальный фашизм «Нацдвижения» и радикальной оппозиции в целом. Ситуация в Грузии обостряется по мере приближения парламентских выборов, запланированных на 26 октября. О перспективах полного запрета партии экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» и особенностях нынешней предвыборной кампании мы поговорили с известным экспертом, в прошлом главой Госканцелярии Грузии Петре Мамрадзе.
- Правящая партия «Грузинская мечта» заявляет, что будет добиваться запрета «Единого национального движения» (ЕНД) в случае победы на парламентских выборах. Ранее основатель «Грузинской мечты» миллиардер Бидзина Иванишвили пообещал, что выборы 26 октября станут для ЕНД Нюрнбергским процессом. О запрете ЕНД говорил и премьер-министр Ираклий Кобахидзе. При этом указывают на «преступление 2008 года», которое совершил Саакашвили и его партия. На каком основании могут запретить ЕНД и почему это не было сделано за 12 лет нахождения у власти «Грузинской мечты»?
- По законам Грузии судить какую-то организацию невозможно. Можно расследовать преступления отдельных физических лиц и их судить. Представители властей сказали осторожно, что после выборов, если «Грузинская мечта» сумеет взять конституционное большинство, то они начнут правовой процесс, чтобы суметь запретить ЕНД Саакашвили. Так как это сказал премьер-министр, который является квалифицированным юристом, то, видимо, какие-то пути для этого имеются. То есть речь идет не о каком-то декрете, которым будет запрещена партия, а о правовом процессе. Все будет сделано корректно. Хотя мне пока не совсем понятно, как именно. Я бы пожелал, чтобы были расследованы конкретные преступления, которые почему-то до сих пор не расследованы. Например, в августе 2012 года было совершено страшное, кровавое преступление, когда в Лопотском ущелье расстреляли чеченцев, которых по приказу самого Саакашвили привезли из Германии и Австрии, где они жили, работали и учились в качестве беженцев. Большая часть их были чеченцами-кистинцами – выходцами из Панкисского ущелья, гражданами Грузии. Власти Грузии их вооружили, тренировали на своих базах и отправили для совершения терактов и диверсий в Россию. А потом им почему-то приказали остановиться, а когда они не подчинились, их ночью спящих расстреляли. Причем заодно расстреляли и тех грузинских офицеров, которые по приказу Саакашвили находились вместе с ними. С ними был чемпион мира по самбо Арчил Чохели, его также убил спецназ. В 2012 году он стал главным тренером сборной Грузии по самбо, помимо этого служил в спецназе, где обучал бойцов профессиональным приемам борьбы. Он тренировал и этих чеченцев. Также погибли грузины Соломон Циклаури и военный врач Владимир Хведелидзе. Последний служил в армии по контракту, ему оставалась 1-2 недели до его окончания. Со стороны сил безопасности Саакашвили тогда выступал переговорщиком Ахмед Чатаев, который потом организовал кровавый теракт в стамбульском аэропорту, а еще позже ликвидирован в Грузии.
- Эти трое грузин шли вместе с отрядом чеченцев?
- Они шли все вместе, но грузинские офицеры не собирались идти в РФ, они должны были только довести чеченцев до границы и указать пути перехода. Когда они уже были вблизи границы с РФ, их догнали и сказали, что ситуация изменилась, операции не будет и надо идти обратно. Тогда чеченцы сказали «нет». Они сказали, что бросили хорошую жизнь в Европе, приехали, чтобы отомстить за погибших родственников. Они были хорошо мотивированы. Они сказали, что знают дорогу и пойдут дальше сами.
- Зачем Саакашвили все это понадобилось?
- План Саакашвили состоял в том, чтобы в отместку за 2008 год способствовать развалу России. Для этого они начали собирать в Европе чеченцев, чтобы создать из них диверсионные отряды и отправить в Дагестан. Это был первый отряд. Но из РФ кто-то пальчиком погрозил Мерабишвили и намекнул, что там все знают (это мои догадки). А проверенная информация - что им приказали остановиться. Они ответили: «Нет, мы продолжим путь». Начались переговоры с участием Чатаева. И так как они отказались категорически, то на ночном привале их спящих расстреляли. Чатаев тоже попал там под раздачу и лишился еще одной конечности.
- Почему они хотя бы своих не предупредили, чтобы те успели уйти?
- Наверно, чтобы у чеченцев не возникли подозрения. Это же почерк Саакашвили. Состав преступления есть уже в том, что они этих ребят зазвали в Грузию. Бачо Ахалая лично встречал с почетом в аэропорту этих несчастных чеченцев. Потом их обучали на базах спецназа. А потом настал день, и они пустились в поход. Их могли просто никуда не пустить. Могли под каким-то предлогом вывести грузинских офицеров перед тем, как открыть огонь.
- Этот сюжет как будто списан с сериала «Медленные лошади», где агенты британской разведки от своего начальства получают задание что-то найти в архиве, а глава разведки, чтобы прикрыть свои косяки, посылает вслед «чистильщиков». Там одного сотрудника архива убивают только за то, что он знает, что «плохие ребята», которых надо зачистить, сами из спецслужб и выполняют приказ. Но там все закончилось очень плохо для главы разведки.
- Еще в 2013-2014 году было заявлено, что расследование событий в Лопотском ущелье заканчивается, и скоро общество узнает «ужасные вещи». Но потом – тишина. После расстрела чеченцев Саакашвили посадил рядом с собой где-то в Кахетии на природе Гию Лорткипанидзе, который провел всю эту операцию, будучи замминистра МВД, и сказал, что тот блестяще справился с задачей. Вот такие преступники сбежали на Украину и получили там сразу же очень высокие должности. Лорткипанидзе сейчас занимает пост замначальника контрразведки Украины. Кстати, это он провел операцию по засылке Саакашвили в Грузию вместе со сметаной.
- Уже доказано, что это организовал именно он?
- Во время судебного разбирательства Элгуджа Цомая, водитель трейлера с молочными продуктами, который вез Саакашвили, показал, что он действовал исключительно по указаниям Лорткипанидзе. Цомая был ему обязан: когда у него были финансовые проблемы, Лорткипанидзе ему помог. Но потом попросил об услуге: вместе со сметаной ввезти в Грузию экс-президента. А Саакашвили на процессе заявил: я вообще такого Лорткипанидзе не знаю и никогда его не видел. Но этот водитель, честный и простодушный человек, рассказал детально, как все было. Когда они прибыли в Поти и сошли с парома, Саакашвили вылез из своего тайника в трейлере и сел нормально в кабину. У него было два мобильных, он звонил, и никто ему не отвечал. Он был в совершенной фрустрации и все повторял: «Меня же обещали встретить». Но его никто не встретил. Они поехали в Тбилиси. Когда подъехали к памятнику Давида Строителя, Саакашвили попросил остановиться и опять звонил. И опять никто ему не отвечал. Водитель отвез его к себе на квартиру. Там его и задержала полиция. Вся страна увидела, как Саакашвили в наручниках ведут в тюрьму. Он явно был подшофе, идиотски улыбался и качался из стороны в сторону. Важно, что ни один человек в Грузии не вышел на улицы в поддержку бывшего президента. Это был конец. Наверно, Саакашвили рассчитывал, что будет как во время революции роз: из всех регионов Грузии двинутся в столицу машины с национальными флагами, встанет вся страна. Но никто не двинулся. А потом премьер-министр сказал журналистам: больше всех остальных именно Вано Мерабишвили говорил Саакашвили, общаясь с ним по телефону: приезжай, все готово к твоему возвращению. Ведь спецслужбы прослушивали их телефоны. То есть бывшие соратники Саакашвили его по-настоящему кинули.
- В чем тогда состоял их замысел?
- Если бы его не арестовали на той квартире, то они бы действовали по заранее разработанной схеме. На следующий день после местных выборов в октябре 2021 года они собирались перекрыть проспект Руставели и организовать митинг в связи с фальсификацией итогов голосования. И вот какой-то сгорбленный человек в старом плаще, в темных очках, с клюкой стоит в толпе народа. Постепенно он подходит все ближе к трибуне, и вдруг кто-то из выступающих кричит: «Друзья, здесь с нами третий президент Грузии Саакашвили». Он скидывает плащ, снимает очки, толпа ревет. Он рассчитывал, что соберет такую массу народа, что они просто с этой площади пойдут и войдут в здание парламента, как в 2003 году. Такой был сценарий. Но Саакашвили кинули его же соратники. Что касается запрета партии, то в истории такие прецеденты существуют. Я вспомнил о лопотской истории, но есть и другие нерасследованные преступления. Сколько людей погибло в августе 2008 года? Иванишвили назвал эти события страшным преступлением и предательством Саакашвили по отношению к народу Грузии. Когда такое заявляет лидер правящей партии, тут же возникает вопрос: почему вы это до сих пор не расследовали? Надо просто обнародовать документы, которые позволят установить, как начался обстрел Цхинвали, почему Саакашвили даже не сделал заявления о том, что лишает мандата российских миротворцев, которые там находились под эгидой ОБСЕ.
- Сейчас у оппозиции тоже есть планы на поствыборный период? СВР утверждает, что готовятся беспорядки и силовой захват власти оппозицией. Причем дирижируют этими процессами из-за рубежа.
- Подготовка идет полным ходом. Достаточно почитать открытые публикации в западной прессе. Например, Лоры Торнтон, вице-президента Германского фонда Маршалла (признан в РФ нежелательной организацией). Ранее она возглавляла в Тбилиси NDI (Национальный демократический институт США). Там расписано все. Лейтмотив такой: «Грузинская мечта» на честных и свободных выборах не может получить более 20% голосов. Потому что 80% населения Грузии по всем опросам хотят интеграции страны в Европу. А Мечта, приняв закон об иноагентах, испортила отношения с Западом. Поэтому 20% - это ее потолок. А если они объявят больше? «Грузинская мечта» заявляет о намерении добиться конституционного большинства. Это более двух третей мандатов. В парламенте 150 мест, им надо получить 101 место. И уже заранее формируется мнение, что такие итоги будут прямым доказательством массовых фальсификаций. И как только ЦИК это объявит, западные лидеры, по мнению автора, должны сделать заявления о том, что Мечта узурпировала власть посредством массовой фальсификации и перейти с ней в такой же режим, как с теми президентами, легитимность которых США не признают. Со всеми санкциями и соответствующим отношением. Это уже решено. И, как мне стало известно, первой, кто заявит о фальсификациях, будет президент Грузии.
- Она и возглавит революцию?
- Она не сможет ее возглавить, потому что у нее нет для этого данных. Ей уже 72 года. Но ее могут использовать как знамя. Она выступит первая и скажет, что международные наблюдатели зафиксировали нарушения, насилие на избирательных участках и что идет информация о массовых фальсификациях. Ей уже создан на Западе соответствующий имидж такого бескомпромиссного «борца за демократию». Причем она президент страны. Представьте, что будет, если президент, например, Германии или Франции выступит и заявит, что у него есть точные данные о том, что выборы были сфальсифицированы?
- Чем она руководствуется?
- Ей были даны определенные обещания. В этом году должны пройти выборы президента, причем впервые по новой статье конституции, которая отменяет общенародные президентские выборы. Президента будет выбирать парламент, Верховный совет Аджарской республики, правительство Абхазии в изгнании и еще несколько структур. Поэтому ей еще весной пообещали, что если она будет делать все, что ей скажут, то после победы оппозиции она останется президентом.
- На западе уже идет подготовка общественного мнения к такому развитию событий?
- Коллеги из США мне показали посвященную Грузии редакционную статью в Washington Post и сказали, что первый раз видят такую публикацию, где каждая строчка – ложь. Статья называется «Последний звонок демократии». «Грузинскую мечту» в публикации называют «авторитарной и пророссийской» силой. В Грузии, по мнению издания, гибнет демократия, и Соединенные Штаты должны предпринять усилия для ее спасения.
Конечно, есть и другая точка зрения. Политолог Даг Бандоу, бывший помощник Рейгана, сотрудник Института Катона, в статье для журнала American Conservative «Высокомерный американский империализм во всей красе в Тбилиси» пишет, что «закон об иноагентах» является «ошеломляюще мягким», он не предполагает, что кого-то посадят в тюрьму или будут как-то преследовать. К тому же, по мнению автора, принятие законов в Грузии – ее внутреннее дело, которое не касается Соединенных Штатов.
Анатоль Ливен, замечательный американский ученый, недавно опубликовал статью «Перестаньте относиться к Грузии, как к марионетке США и Запада». В ней он пишет о том, что западные СМИ пытаются представить нынешнее руководство Грузии марионетками Москвы, но на самом деле политика Тбилиси сегодня определяется национальными интересами и не подчиняется ни России, ни Западу. Здравые голоса на Западе все же раздаются. Но такие публикации тонут в море таких, как в «Вашингтон пост».
- Что может грозить функционерам «Грузинской мечты» со стороны Запада?
- Могут закрыть въезд в страны Европы и США. Приведу пример. Есть такой деятель Ника Гварамия – один из самых мерзких соучастников преступлений Саакашвили, он был при нем замгенпрокурора. Он по приказу Саакашвили возглавлял оппозиционный телеканал «Мтавари архи», а до того был гендиректором Рустави-2 (телеканал, который фактически организовал «революцию роз» в 2023 году – М.П.). Он был арестован за крупные финансовые злоупотребления. Его осудили и приговорили к нескольким годам тюрьмы. Судья, который вынес ему приговор, выступил и сказал, что сразу после этого ему позвонил человек из американского посольства (он назвал имя и фамилию), который курирует судебную реформу в Грузии и в том числе отвечает за списки судей и работников прокуратуры, которые ездят на тренинги в США. Этот человек сказал, что после вынесения приговора лидеру оппозиции и главе оппозиционного СМИ этот судья никогда больше в США не поедет. Никто это заявление не опроверг. Президент Зурабишвили амнистировала Гварамия. А тот уже успел подать апелляцию в Страсбургский суд. Этот суд дело рассмотрел и апелляцию отверг. То есть подтвердил, что Гварамия был осужден правильно и должен сидеть в тюрьме. Вскоре после этого решения Страсбургского суда Гварамия стоял в Брюсселе на трибуне Европарламента и произносил речь. А европарламентарии приветствовал его как одного из лидеров оппозиции Грузии. А как же быть с решением Европейского суда, который его признал криминалом? Я в 1990-е годы и в начале нулевых очень плотно работал с представителями Запада, общался с ними буквально каждый день и дружил с послами всех крупных стран. Тогда существовало понятие «ущерба для репутации». И никто из них ни за что бы не сфотографировался рядом с таким человеком, как Гварамия. А сейчас такое возможно. Репутация уже никого не волнует.
- Иванишвили лично угрожают санкции? Он говорит, что он уже под санкциями.
- Со слов его адвокатов, он выиграл дело против швейцарского банка Credit Suisse, однако получить свои деньги в полном объеме он до сих пор не может. Каждый раз возникают какие-то препоны, несмотря на решение международного арбитражного суда в его пользу. (В прошлом году суд в Сингапуре обязал банк Credit Suisse выплатить Бидзине Иванишвили $743 млн, признав, что банк не сумел защитить активы своего клиента от мошенничества. - М.П.). И поскольку он не может получить свои деньги, он сказал, что он уже фактически под санкциями.
- Есть ли у оппозиции лидеры, которые могут возглавить революцию?
- Таких лидеров нет. Нет никого, кого можно сравнить с Саакашвили времен «революции роз». Зурабишвили ни у кого особых симпатий не вызывает. Она не лидер, как уже не раз доказывала за все эти годы. Интересно, что нынешние оппозиционеры прежде отзывались о Зурабишвили в непечатных выражениях. Георгий Вашадзе ее называл «самым страшным инструментом гибридной войны России против Грузии» и сотрудницей ФСБ. Бокерия ее тоже всячески поносил. Но сейчас они проповедуют идею, что все «патриотические», то есть прозападные силы должны забыть о разногласиях и объединиться во имя спасения Грузии.
- Можете назвать наиболее ярких оппозиционных лидеров?
- Трудно сказать. Часто на телеэкранах можно видеть Тину Бокучава. Ее в июне этого года сделали председателем «Единого национального движения». Она получила образование в США и потом в Грузии работала в Национальном демократическом институте (NDI) (организация получает финансирование от американского правительства – М.П.). С 2012 года она является депутатом парламента. Она открыто была подругой Саакашвили. А у него был принцип: все дамы должны быть обихожены. Он сам это говорил в моем присутствии. Каждая дама после романа с президентом получала стандартный набор: новая квартира в Тбилиси, новая квартира в Батуми, последняя марка машины «Мерседес» и муж. Западные послы мне говорили со смехом: ваш Саакашвили, как азиатский сатрап, всех своих любовниц выдает за своих визирей. Он, действительно, их обычно выдавал замуж за министров. Для последних это была своеобразная клятва верности президенту.
- Ваш прогноз: как будут дальше развиваться события?
- Думаю, будет нелегко. Нацисты Саакашвили обязательно пойдут на силовые провокации. А для того, чтобы ворваться в какое-то здание и устроить стычку с охраной, много людей не нужно. А потом по всем телеканалам покажут только тот момент, когда они катятся по ступенькам. Например, я видел своими глазами, что они проделали во время одного из митингов в поддержку Украины. Полиция просто стояла и ничего не делала. Они обливали полицейских краской из баллончиков и соками из пакетов. Полиция в ответ волокла их за шкирку в автозаки. Но потом по своим телеканалам они показывали только моменты задержания, а то, как они обливали полицию краской, в эфир не пошло. Это шло здесь и на западе с титрами: «полиция Грузии зверски расправляется с демонстрантами, которые выражают солидарность с Украиной». Самое смешное было, когда они штурмовали здание парламента. В том числе и по моим советам полиция ушла во двор парламента и заперла железные ворота. Ни одного полицейского не было снаружи. И эти хорошо натренированные ребята, человек 300, со своими вещмешками, в касках, в специальных очках против резиновых пуль, в полной растерянности бегали вокруг. А потом пошли на штурм. Разбирали мостовую, доставали булыжники, приносили доски, строительный мусор и поджигали ворота. А полиция просто там сидела и ничего не делала. Только несколько раз водой и пеной поливала оттуда огонь, чтобы потушить пожар. На другой день западные СМИ сообщили, что полиция «зверски расправилась с демонстрантами». А сами нацисты объявили по своим телеканалам, что были массово использованы резиновые пули. А ни одной резиновой пули не было использовано, никто не стрелял. И через день они заткнулись, потому что западные репортеры требовали, чтобы им предъявили пули и пострадавших. А их не было. У одного только участника был поврежден глаз, в который попали камнем сами протестующие. Это был такой «дружественный огонь». Он стоял там, где был настоящий камнепад. Опасность, конечно, большая. Ясно, что оппозиция попытается спровоцировать насилие.