Казалось бы, что тут странного: держать документы при себе. Однако есть нюанс. Те, кто выходит на боевую задачу, особенно бойцы спецподразделений, воюющие непосредственно на линии боевого соприкосновения, как правило, никогда не берут с собой ничего, что могло бы установить их личность. А тут в карманах вражеских солдат полный набор.
Документы при себе
Уничтоженный в результате атаки наших штурмовиков военнослужащий ВСУ Сергей Костенко хранил целый набор бумажных сведений о себе. При нем были гражданский паспорт, военный билет еще советского образца с учетно-послужной карточкой и даже дипломы о среднем и среднем специальном образовании.
Он окончил Ивановскую общеобразовательную школу Красноармейского района Донецкой области. Затем обучался в ПТУ №151 в селе Архангельское Ясиноватского района Донецкой области по специальности тракторист-машинист. Водитель автомобиля категории «С». Срочную службу проходил в конце 90-х, специалист по обслуживанию колесной техники. В бланке военного билета еще советского образца пункты «3» и «4» зачеркнуты черным маркером. Это графы о партийности и стаже, а также о членстве в ВЛКСМ.
По словам штурмовика с позывным «Юрист», наличие у солдат ВСУ комплекта документов (таких случаев все больше) говорит, в частности, о том, что многие военнослужащие ВСУ готовы и хотели бы сдаться в плен. Они специально берут с собой полный набор документов, подтверждающих, что никакого отношения к украинским спецслужбам или нацбатам они не имеют. Но, к сожалению, во время боя, не все успевают поднять руки или заявить о своих намерениях, погибая в одной траншее, наряду с нацистскими фанатиками.
Вызывай «Волгу»!
О канале с тремя открытыми частотами 149.200 (VHF), 449.2000 (UHF) и 49.200 (LB) диапазонов знают многие солдаты ВСУ. Однако пользуются им желающие не так часто. Противник приспосабливается к нашей тактике, и офицеры вражеской радиоэлектронной разведки не дремлют, прослушивают эти частоты. Если слышат в открытом эфире о желающих сдаться, тут же высылают на передок отряд карателей или контрразведчиков. Могут и артиллерией накрыть то подразделение, где хотя бы один человек заговорил о переходе на нашу сторону.
Такие истории российским военным хорошо известны. Внутри коллектива украинские солдаты следят за настроениями своих товарищей, опасаясь смертельного коллективного наказания. Массовые расстрелы в ВСУ собственных солдат без установления конкретных лиц, пожелавших сложить оружие, это не выдумка, а реальность. Так что у военнослужащих ВСУ есть серьезные сложности с выходом на открытую частоту и сдачей в плен.
Агитбомба
Об агитации солдат противника к сдаче в плен я попросил рассказать замкомандира мотострелкового полка по военно-политической работе подполковника Алексея Тугушева.
- Мы стараемся не изобретать велосипед, - говорит офицер. - Работаем по многим агитационным направлениям. Про вызов «Волги», конечно же, все, кто желает спасти свою жизнь, знают.
Кроме того, мы активно используем так называемые агитационные снаряды, которые, разрываясь в воздухе «засеивают» позиции противника листовками. Подобные памятки с инструкциями сбрасываются и с коптеров. Там есть подробная информация о безопасных маршрутах выхода к нашим позициям. Описаны опознавательные и сигнализирующие знаки, которые необходимо продемонстрировать солдату, если, например, нет той же радиостанции.
И самое важное, там указано, что сам факт наличия на руках такой листовки, является официальным пропуском к нашим позициям. Этот листок - гарантия неприкосновенности потенциального пленного. В таком случае, никто стрелять в его сторону, конечно же, не будет.
Расстрельные команды ВСУ
Минобороны РФ неоднократно сообщало о фактах расстрела украинскими заградотрядами собственных военнослужащих. В июне под донецкой Новомихайловкой были расстреляны 32 солдата ВСУ. Тогда военнослужащие 54-й механизированной бригады, испугавшись огня российской артиллерии, по рации запросили выход по безопасному коридору. Однако уже скоро все они были уничтожены бронемашиной заградительного отряда.
В июле стало известно, что под огнем своих же соотечественников оказались десятки бойцов 15-го батальона 58-й мотопехотной бригады ВСУ, которые начали отступать из села Покровское (ДНР). Их расстреляли боевики территориальной обороны.
И таких случаев много.