Ситуация для военнообязанных украинцев буквально с каждой неделей становится все хуже. Так, например, за освобождение от передовой и отправку в тыловые части военно-врачебные комиссии в некоторых регионах теперь требуют 20 тысяч гривен (44 тысячи рублей). В случае отказа от передачи денег врачи угрожают признать мужчин пригодными для прохождении службы на передовой. И это не единичный случай «вымогательства».
Такие случаи происходят не только с мобилизованными. Тем бойцам ВСУ, которые вернулись с фронта, тоже приходится давать взятки за инвалидность, даже если серьезность ранения очевидна. Третья группа обходится в 4 тысячи долларов, вторая — в 5 тысяч, третья — 6 тысяч и более. В качестве альтернативы предлагают отрезать руку или ногу. Иначе, какое бы ранение ни было, - обратно в зону боевых действий.
Но угроза отправки на передовую бывает и другого рода. Мэр Конотопа, например, обиделся на критику в свой адрес от жительницы города. Мэр выяснил, что она в браке, и решил уточнить у ТЦК, есть ли у ее мужа отсрочка от мобилизации. Так сказать, чисто из интереса. Он выяснил, что мужчина оформил отсрочку по уходу за матерью с инвалидностью. Но зачем нужно было рассказывать об этом в прямом эфире — вопрос открытый. Видимо, чтобы мэра теперь боялись критиковать.
Для военнообязанных украинцев тем временем появилась другая проблема. Верховная рада будет рассматривать законопроект о введении видеомониторинга в публичных местах. Система сможет идентифицировать людей в общественном транспорте и передавать данные о них правоохранительным органам. Этот законопроект якобы должен повысить уровень безопасности на Украине. Однако местные жители считают, что это еще один способ отлова уклонистов. И в некоторой мере они правы. Ведь уклонисты теперь считаются правонарушителями, особенно те, кто не оплачивают штрафы.
Страшно представить, какой массовой будет «охота на людей» в случае принятия этого законопроекта. Ведь даже сейчас каждый день в СМИ появляются видео со случаями насильственной мобилизации. В Луцке, например, одного уклониста пришли «винтить» одиннадцать человек: сотрудники ТЦК и милиция. Против такого сборища у мужчины, конечно, не было шансов. В Одессе молодого человека сотрудники полиции попросили показать учетные документы. Однако «ухилянт» подчиняться указаниям не стал и попытался сбежать. Когда его догнали, на него надели наручники. Тогда на помощь пришла толпа женщин, которые потребовали отпустить бедолагу и пожелали сотрудникам полиции самим отправиться в зону боевых действий.
Тем временем глава МИД Польши Радослав Сикорский призвал страны-члены ЕС прекратить выплачивать пособия украинским беженцам. «Мы снижаем ее мобилизационный потенциал, выплачивая пособия украинским беженцам, - заявил чиновник. - Это создает финансовые препятствия для молодых мужчин и женщин, которые могут вернуться домой, чтобы защищать свою страну. Мы не должны субсидировать неповиновение». Ранее Сикорский уже говорил, что Варшава готова помочь Украине с отправкой проживающих в Польше мужчин в ряды ВСУ.
Заграничных «ухилянтов» беспокоит и то, что 30 сентября состоится первый этап обмена налоговой информацией между Украиной и другими странами по международному стандарту отчетности. Ведь тогда могут приходить штрафы за уклонение от мобилизации и на зарубежные счета. Да и лишиться пособий и бесплатного жилья, если человек, например, работает удаленно на Украину - тоже раз плюнуть.
Однако все эти меры не помогают ВСУ пополнить свои ряды. По сообщениям украинских телеграм-каналах со ссылкой на источники в Генштабе, после усиления мобилизации основной проблемой стало массовое дезертирство. Только официально за эти 9 месяцев из ВСУ дезертировало более 35 000 военных. Реальные цифры в 3 раза выше и достигают ста тысяч. Так что, как бы украинские «людоловы» не трудились, они не могут заставить воевать тех, кто этого не хочет.