Тему ограничения сырьевых поставок Владимир Путин поднял на совещании с членами правительства. После того как вике-премьер Дмитрий Патрушев доложил об успехах импортозамещения в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (одних сыров в России, по его словам, сейчас производится 9,5 тыс. наименований), президент напомнил, как все начиналось. В 2014 году запрет на ввоз привычных россиянам товаров из-за рубежа, которые в ответ на недружественные шаги коллективного Запада ввели российские власти, вызвал рост цен на продукты. «Но затем это способствовало развитию сельского хозяйства», - заявил ВВП, отметив, что сейчас нечто подобное происходит в промышленности. Российский бизнес, по его словам, заходит в освободившиеся после ухода иностранцев ниши и делает даже более качественные вещи. «Отчасти с этим связан рост ВВП страны», - добавил Путин.
Дальше президент напомнил, что Россия является мировым лидером по запасам сырья: на ее долю приходится 22% мировых запасов газа, 25% - золота и 55% - алмазов. «К нам ограничивают поставки ряда товаров. Может быть, нам тоже подумать об определённых ограничениях?» - внезапно обратился Путин к Михаилу Мишустину. И сразу перечислил, какой именно экспорт можно было бы ограничить в первую очередь: «Уран, титан, никель». ВВП не сказал, против каких стран направлены подобные ограничения, однако не удержался от вполне прозрачных намеков. «Не буду говорить о причинах, но, думаю, все понимают, каково значение российского сырья по тем позициям (уран, титан, никель), которые я назвал», - сказал президент, указав, что некоторые «делают стратегические запасы».
Объяснение в данном случае действительно не требуется. Хорошо известно, что США долгие годы являются крупным покупателем российского обогащённого урана, который используется в атомной энергетике и производстве вооружений, а также титана, закупаемого для авиационной промышленности. Например, в прошлом году РФ продала Америке урана на 1,9 млрд долларов - больше, чем в 2022-м. Именно тогда много говорилось о том, что в ожидании обострений американцы делают стратегические запасы.
В мае этого года США ввели запрет на приобретение российского уранового сырья, но, во-первых, он касается только низкообогащенного урана, а во-вторых, даже тут имеются исключения. Так, в 2024 году при отсутствии других источников, способных поддержать бесперебойную работу атомных энергетических компаний разрешается закупить 476,5 тонн необогащенного российского урана, а в 2025-м - 470 тонн. На поставки российского титана и никеля прямых ограничений не вводилось. И хотя после 2022 года объёмы, поставляемые на рынки недружественных стран, заметно снизились, они все ещё остаются чувствительными.
Примечательно, что заявления президента о возможном запрете сырьевого экспорта прозвучали на фоне «раздумий» администрации Байдена, разрешать или не разрешать Киеву удары дальнобойными ракетами по российской территории. Дмитрий Песков, комментируя многочисленные публикации на этот счёт в западных СМИ, высказал мнение, что решение на самом деле уже принято и пресса занимается его формализацией. Он заявил, что реакция России будет «соответствующей», однако призвал не ждать каких-то конкретных ответов. Ранее он говорил, что для достижения поставленных целей и защиты своих интересов Россия может прибегать к ассиметричным ответам. Реакция Владимира Путина вполне укладывается в эту логику.
Вместе с тем президент оговорился, что решение об ограничениях сырьевого экспорта должно быть взвешенным. «Себе во вред только ничего не надо делать», - предупредил он. «Но в целом если нам это вредить не будет, то можно было бы подумать, - я не говорю, что завтра нужно сделать, - подумать над определёнными ограничениями поставок на внешний рынок не только тех товаров, которые я назвал, но и некоторых других», - добавил ВВП, попросив Мишустина рассмотреть вопрос и отдельно доложить все детали.
Проблема заключается в том, что бюджет России по-прежнему зависит от сырьевого экспорта, который занимает 63% в общих объёмах. И хотя на долю перечисленных Путиным продуктов (особенно если учитывать только поставки в США и другие недружественные страны) приходится не так много доходов по сравнению с нефтяными и газовыми, при кратно возросших тратах на оборону и безопасность у Минфина каждая копейка на счету. Тем более что экспорт газа, просевший после начала СВО, восстановить пока не удаётся, а цены на нефть последнее время падают. Brent стоит уже $69 за баррель, а российская нефть могла упасть ниже $60, что является весьма неблагоприятным обстоятельством для напряжённого бюджета.