Так выглядит мировая война: Евросоюз и Штаты поставили все на кон

Так выглядит мировая война: Евросоюз и Штаты поставили все на кон

тестовый баннер под заглавное изображение

Европа начинает ощущать первые потери в экономическом соперничестве с Китаем. Немецкий концерн Volkswagen AG вынужден закрывать свои заводы из-за невозможности конкурировать с китайской продукцией, и значительная часть ответственности за это лежит на Брюсселе. Эксперты говорят: так теперь выглядит мировая война.

Ситуация беспрецедентна для истории немецкого автогиганта, отмечает Bloomberg. Условия ведения бизнеса становятся всё более жесткими, конкурентов на рынке становится больше, жалуется генеральный директор концерна Оливер Блум. В Германии вести бизнес становится невыгодно: цены на энергоносители и рабочую силу растут, а покупательная способность не увеличивается — немецкие электромобили плохо продаются. В 2023 году было произведено лишь десять миллионов автомобилей при мощности завода в 14 миллионов.

Согласно отчету Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в июле продажи Volkswagen Group в ЕС упали на 2,2% по сравнению с прошлым годом. Пока собираются закрыть два предприятия — по сборке автомобилей и производству запчастей. Компания также будет вынуждена сократить персонал. Вынужденный выход на пенсию сотрудников недостаточен, и компания планирует отменить мораторий 1994 года на сокращение рабочих мест. А ведь в концерне работает около 300 тысяч человек.

Власти проявляют обеспокоенность. Премьер-министр Нижней Саксонии Штефан Вайль согласился с необходимостью принятия мер, однако выразил предпочтение менее радикальным подходам, отметив, что надеется избежать закрытия предприятий.

Между тем Брюссель значительно повысил ввозные пошлины на электромобили из Китая до 38,1%, заявив, что это обеспечит "честную конкуренцию". Еврокомиссия утверждает, что китайские компании демпингуют ценами благодаря значительным государственным субсидиям, на что указала председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен.

В Пекине на это отреагировали с возмущением и подали жалобу в ВТО. Министерство торговли КНР в настоящее время проводит проверку фермерских товаров из ЕС, включая молочную продукцию и свинину, заявляя, что их производство также субсидируется Брюсселем на 20%.

Экономист Михаил Хачатурян в разговоре с РИА «Новости» объяснил, что хотя формально выплаты фермерам сохраняются до конца года, из-за "зеленого перехода" их получение стало сложнее. Он уточнил, что пострадавшим от рыночных потрясений хозяйствам могут выделить до 280 тысяч евро, а рыболовным предприятиям — до 335 тысяч. Однако Хачатурян полагает, что субсидии, вероятно, продлят, но при этом сократят суммы.

Как показывает практика, ответные меры Китая могут быть крайне разрушительными. Доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Игорь Строганов напомнил, что санкции против фермеров из Калифорнии привели к банкротству многих из них.

Он также отметил, что Китай обычно старается избегать прямой экономической конфронтации, но затем методично и тщательно воздействует на ключевые уязвимые точки. Строганов подчеркнул, что удар по молочной промышленности является весьма болезненным для Евросоюза, так как на протяжении многих лет именно молочная продукция была главным двигателем экспорта.

Михаил Хачатурян считает, что повышенные пошлины могут привести к сокращению европейского экспорта в Китай на 15-20%.

Еще одной чувствительной областью является поставка германия и галлия, которые необходимы для производства солнечных панелей, волоконно-оптических изделий, приборов ночного видения и, что самое важное, передовых микропроцессоров. По данным Геологической службы США, Китай производит 98% мирового объема галлия и 60% германия.

В прошлом году Пекин сократил экспорт почти на 50% в ответ на американские ограничения по продаже полупроводников, что вызвало удвоение цен в отрасли. США смогли смягчить последствия, наладив сотрудничество с Вьетнамом. Михаил Хачатурян отметил, что Америка также обладает собственными месторождениями, способными покрыть 80-85% потребностей, а недостающие объемы можно легко закупить в Канаде, Японии и Южной Корее.

В Европе же ситуация намного сложнее. Нехватка редкоземельных металлов может существенно затруднить производство высокотехнологичной продукции, включая военную. Игорь Строганов подчеркнул, что Китай долгое время был основным поставщиком микропроцессоров, волоконно-оптических изделий, солнечных панелей и приборов ночного видения для массового рынка.

Расширить собственное производство в Европе не получится. Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт, объяснил, что бельгийский концерн Umicore работает на полную мощность, а других крупных производителей нет. Технологии добычи галлия и германия требуют специфических условий, которые подходят далеко не каждому металлургическому или химическому предприятию.

Эксперты также добавляют, что США, Канада, Финляндия, Южная Корея и Япония не смогут прийти на помощь, поскольку их месторождения слишком малы. Более того, большая часть добычи используется на внутреннем рынке, поэтому Пекин может продолжать усиливать давление на Евросоюз, ограничивая доступ к редкоземельным металлам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру