Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что планируется заменить 50% состава правительства. По его словам, отставки произойдут 4 сентября, а назначения — на следующий день, 5 сентября. Накануне, 3 сентября, свои заявления об отставке написали: министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, министр юстиции Денис Малюська, министр по стратегическим отраслям промышленности Александр Камышин, министр защиты окружающей среди и природных ресурсов Руслан Стрелец, вице-премьер по европейской и евро-атлантической интеграции Ольга Стефанишина, вице-премьер — министр по вопросам интеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук, глава Фонда государственного имущества Украины Виталий Коваль. Также был отправлен в отставку заместитель главы Офиса Зеленского Ростислав Шурма.
Некоторые перестановки вполне объяснимы. Например, слухи об отставке министра юстиции Малюськи стабильно появляются с момента его назначения. С весны 2024 украинские СМИ периодически сообщали, что Малюську вот-вот сократят, а на его место поставят Ольгу Стефанишину. Так и выйдет: Стефанишину сокращают именно для повышения. Камышина тоже планируют перевести повыше — непосредственно в Офис президента. А Виталия Коваля хотят назначить министром аграрной промышленности.
Впрочем, Верховная рада внесла свои изменения, и по итогам голосования парламент не набрал голосов для отставки Коваля и Верещук. Голосование по отставке Кулебы и вовсе не внесли в повестку. Но как заверяют нардепы, явление это временное, и завтра голосования по отставкам продолжатся.
В случившемся «министропаде» есть несколько интересных сюжетов, на которые стоит обратить внимание. Самое любопытное — отставка Кулебы.
О том, что Кулебу отправят в отставку, также говорилось уже довольно давно. Есть мнение, что последней каплей стал его конфликт в Польше. У главы МИД спросили, когда Польша сможет эксгумировать погибших во время событий 1943-45 годов на Волыни. Кулеба в ответ заговорил об операции «Висла» 1947 года по принудительному переселению украинцев из Польши и назвал земли, на которых проводилась операция, украинскими территориям. После этого он призвал «оставить историю».
Такие заявления вызвали соответствующую реакцию со стороны поляков и их политиков. Так, депутат Сейма Януш Ковальский призвал объявить Дмитрия Кулебу персоной нон-грата. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что однозначно негативно относится к словам Кулебы. Он также намекнул, что Украина не будет членом ЕС без согласия Польши, и что она должно соответствовать стандартам, которые относятся «к политической и исторической культуре».
Есть и другое мнение касательно отставки Кулебы. Политолог, журналист издания «Украина.ру» считает смену главы МИД «странным решением». «Внешняя политика — одно из самых удачных направлений президентства Зеленского, и связано это в том числе с работой Кулебы. Из того, что я выяснял по этому поводу, следует, что у Офиса президента есть претензии к работе дипломатического аппарата вообще и отбору послов в частности. По его мнению, случай с поляками — скандал, но скандал в рамках дозволенного. «Допустим, тот же самый бывший посол в Германии, который действующего премьера назвал обиженной колбасой, заходил намного дальше».
Еще один сюжет связан с менее заметной, но также важной отставкой главы «Укрэнерго» Владимир Кудрицкого. Ее связывают с желанием некоторых представителей украинской власти «сесть на все финансовые потоки». Официальная причина иная: не обеспечил безопасность энергообъектов. Хотя как сама украинская власть строит укрепления мы все отлично знаем: деньги закончились, а защитных сооружений так и нет. Следом за Кудрицким, уже по собственному желанию, ушли глава наблюдательного совета НЭК «Укрэнерго» Даниель Доббени и член совета Педер Андреасон. Они назвали решение об отставке Кудрицкого «политически мотивированным». Доббени и Андреасон пришли в Набсовет компании в качестве независимых европейских наблюдателей. Кроме отставки, от различных официальных органов ЕС на почту премьер-министру Денису Шмыгалю полетели гневные письма, в которых указывается на негативные последствия увольнения Кудрицкого.
В общем, украинская власть буквально за неделю влетела в скандал. Надо исправляться. И тогда они решили исправляться: принесли в жертву заместителя главы ОП Ростислава Шурму. А фигура это достаточно интересная. По заявлениям украинских СМИ, Шурма для Зеленского был тем человеком, который «отвечал за всю экономику». Причем его влияние сильно выросло именно с начала СВО. Это стало возможным из-за централизации власти в Офисе президента и близости к Ермаку и Зеленскому. На своей должности Шурма пытался распространить свое влияние на все прибыльные сферы экономики, например, на энергетику и невозобновляемые ресурсы. Как сообщают украинские ресурсы, он напрямую вел работу министра энергетики Антона Геращенко.
Его действия часто вызывали раздражение как среди украинской элиты, так и среди западного истеблишмента. Спорное отношение к Шурме показывает и комментирование его отставки. «Ростика изгнали и сейчас все его законопроекты начали рушить принципиально», - отчитывается Железняк, и предлагает сдать все его законопроекты «в утиль».
Впрочем, это лишь одна из интерпретаций такого внезапного «министропада». Западное издание Financial Times пишет, что некоторые украинские чиновники обеспокоены тем, что отставка министров — это часть усилий по укреплению власти. Телеграм-канал «Резидент» отмечает, что «все перестановки в Кабмине и ОП делаются с одной целью — полностью перестроить вертикаль власти под Андрея Ермака». Украинское издание «Страна» считает: «На членов Кабмина перекладывается ответственность за проблемы». Сам же Зеленский уверяет, что причина перестановок во власти - «необходимость усиления взаимодействия с НАТО» осенью этого года.
Из-за чего же украинская осень началась с радикальных перемен, «МК» спросил у экспертов.
Политолог, журналист издания «Украина.ру» Василий Стоякин:
«Насколько я понял, речь идет о реализации давно вынашиваемых Зеленским планов. И планы эти, скорее всего, были связаны с тем, что в государственном аппарате что-то работает не так, как ему хотелось бы. Что именно – мы, возможно, даже никогда не узнаем, потому что это скрыто в недрах мышления самого Зеленского. Но он человек простой: если что-то не работает, то надо поменять человека, и тогда оно заработает. Конечно, чаще всего это не работает, и оказывается, что надо было проводить реформы самого аппарата. Но для Зеленского это все слишком сложно, он действует методами простыми и, главное, очевидными для публики. Если что-то не так, то людям легко объяснить, что все из-за человека. Мы его меняем, и должно стать лучше».
– А с чем связаны проблемы с голосованием в Верховной раде?
– В последнее время в Верховной раде если что-то такое происходит, то это происходит из-за неорганизованности самой Верховной рады. Это провал конкретных руководителей, которые рулят голосованием. Не думаю, что это специально, и там такой уровень демократии, что можно согласованное Зеленским голосование завалить внаглую.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:
«Во-первых, на Украине накапливаются проблемы во всех сферах. Это показатель того, что Зеленскому надо найти «козлов отпущения». Вот он и нашел. Целое, можно сказать, стадо козлов: «Вот они плохие, мы новых назначим, и все будет хорошо». Во-вторых, смысл существования некоторых министерств с красивыми названиями был неясен. Есть эти министры, нет этих министров – ничего в стране не изменится.
Что касается последствий, то, учитывая очень пристальное внимание к тому, что происходит на Украине со стороны заокеанских партнеров, существенных изменений после смены министров не будет. Важные решения уже давно принимают не в Киеве».