Разгорелась новая нешуточная борьба за право вето в ООН: кому это надо

Африканские страны рвутся в Совет безопасности

Африканские страны рвутся в Совет безопасности

В Совете Безопасности ООН доминируют всего пять стран (США, Китай, Россия, Франция и Великобритания) с момента создания этого органа, когда большая часть мира все еще находилась под колониальным правлением. Сегодня страны по всему миру могут поочередно занимать в совете место непостоянных членов, но ни одна страна на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке или Карибском бассейне не имеет решающего права вето постоянных членов СБ. Но теперь все громче звучат голоса расширить этот эксклюзивный клуб наций.

Вето позволяет постоянным членам Совбеза ООН блокировать любую резолюцию, начиная от миротворческих миссий и заканчивая санкциями, в защиту своих национальных интересов и решений внешней политики. Но в последнее время наблюдаются возобновленные усилия по реформированию этого мирового порядка колониальной эпохи, отмечает CNN.

В то время как мировые лидеры готовятся вернуться в штаб-квартиру ООН на ежегодную Генеральную Ассамблею в сентябре этого года, президент Сьерра-Леоне Джулиус Маада Био повторил давнюю инициативу Африки реформировать совет, включая два новых постоянных членских места для африканских стран.

Африканские проблемы занимают почти 50% ежедневной работы совета и большую часть его резолюций, касающихся мира и безопасности. На Черном континенте также проживает более четверти государств-членов ООН и более миллиарда человек, но он остается «крайне недопредставленным в этом жизненно важном органе ООН», сказал Био на встрече высокого уровня в августе. Сьерра-Леоне представляет Африканскую группу в Организации Объединенных Наций, состоящую из 54 стран континента.

Высокопоставленный дипломат в ООН сообщил CNN, что Африка в настоящее время имеет большое влияние среди стран «пятерки», окончательных арбитров любой реформы, поскольку Россия и Америка борются за влияние на континенте.

Совет, отвечающий за поддержание мира и безопасности во всем мире, имеет полномочия развертывать миротворческие миссии, разрешать применение силы, вводить санкции и принимать резолюции — многие из которых пользовались большой эффективностью, несмотря на громкие тупиковые ситуации, связанные с конфликтом России и Украины и войной Израиля и ХАМАС.

Более десятка рецензируемых исследований показали, что основная часть миротворческих миссий ООН помогла обуздать насилие и сократить конфликты в таких странах, как Сьерра-Леоне, подчеркивает CNN.

Многолетние усилия по реформированию самого влиятельного органа ООН набирают политический импульс: президент США Джо Байден даже высказался за постоянные места для Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна во время выступления в ООН в 2022 году. Некоторые дипломаты с оптимизмом смотрят на то, что общие дебаты в сентябре — когда национальные лидеры выступят перед ассамблеей и которые, как надеется ООН, будут использованы в качестве решающего момента для размышлений о будущем многосторонней системы — приведут к консенсусу относительно дорожной карты реформы Совета Безопасности.

Проект документа саммита «Пакт о будущем» признает необходимость исправления «исторической несправедливости в отношении Африки в качестве приоритета» и особый статус Африки в будущих переговорах.

«Впервые мы видим движение», — говорит Александр Маршик, спецпредставитель Австрии в ООН, который является сопредседателем межправительственной группы по переговорам в Совете Безопасности. Группа обсуждает реформу уже около 20 лет, сказал он CNN.

Хотя в сентябре вряд ли произойдет расширение совета, по словам Маршика, «мы можем увидеть путь, план того, как осуществить расширение в разумные сроки».

На днях Генеральная Ассамблея приняла устное решение, подтверждающее ее центральную роль в реформировании совета, и проголосовала за включение этого вопроса в повестку дня предстоящей сессии.

Глубокие разногласия среди постоянных членов привели к растущему разочарованию неспособностью Совета Безопасности остановить самые большие проблемы мира, от конфликтов в Газе и на Украине до угрозы ядерного оружия и изменения климата.

«США и Россия часто используют право вето либо для защиты государства-клиента, как в случае с Израилем или Сирией, либо для защиты своих собственных национальных интересов, как в случае с Россией, наложившей вето по Украине», — сказала CNN Анджали Дайал, эксперт ООН и доцент кафедры международной политики в Университете Фордхэма.

Франция и Великобритания ограничили использование права вето с 1989 года. Но в годы после Холодной войны США, Россия и Китай использовали СБ ООН, чтобы «оправдать своих союзников и защитить себя от последствий своих непопулярных внешнеполитических решений», — добавила она.

Министр иностранных дел Сьерра-Леоне считает, что большее равенство в совете поможет выйти из тупика и придаст ему больше доверия.

«Есть много конфликтов, в которых Совет Безопасности ООН фактически выдвигал резолюции, которые не были легко реализованы, что показывает неэффективность совета на данный момент», — утверждает Тимоти Муса Кабба CNN в офисе миссии ООН в Нью-Йорке.

Он добавил, что в «мире, который более разнообразен, более глобализирован, взаимосвязан, необходимо, чтобы совет был демократизирован для представительства на основе географии».

Совет Безопасности отвечает за поддержание глобального мира и безопасности и имеет право развертывать миротворческие миссии, напоминает CNN. Помимо пяти полномочий вето, в совете есть десять непостоянных мест, три из которых достаются Африке. Непостоянные места не имеют права вето, и они избираются по регионам Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Среди постоянных членов совета и дипломатов в залах знакового комплекса ООН в Мидтауне на Манхэттене есть согласие, что пришло время развиваться. Но соперничество и национальные интересы среди 193 государств-членов ООН блокируют попытки изменений, поскольку они изо всех сил пытаются договориться о том, какие страны включить, масштабах расширения постоянных и непостоянных членов; и как будут выглядеть их полномочия в совете.

Бразилия и Индия, например, тоже хотели бы получить постоянные места в совете, перспектива, которая не понравится давним соперникам Индии – Пакистану и Китаю, или Аргентине и Мексике в случае Бразилии, сказал один дипломат ООН.

Помимо стремления Африканского союза к двум постоянным и еще двум непостоянным местам в совете, есть по крайней мере пять других созвездий государств-членов ООН, которые имеют свои собственные отдельные идеи о том, как должна выглядеть реформа.

«Этот разговор идет уже десятилетиями», — сказал Дэниел Форти, старший аналитик по вопросам пропаганды и исследований ООН в Crisis Group, в интервью CNN. «Дипломаты не договорились о формуле того, как расширить совет таким образом, чтобы получить большинство в две трети плюс Вашингтон, Москва и Пекин, чтобы все согласились на ту же формулировку».

«В этом больше политического импульса, но это не значит, что мы обязательно приблизились к достижению реформы», — добавил он.

Например, любая попытка лишить «пятерку» права вето будет «неудачной» и «это не то, с чем когда-либо согласится большая тройка», — сказал CNN высокопоставленный дипломат ООН, имея в виду США, Россию и Китай.

Но то, что может сработать, — это «реформа в нижнем регистре», говорят эксперты и дипломаты, которые указывают на инициативу 2022 года, представленную Лихтенштейном, которая была принята Генеральной Ассамблеей. Она предписывает, чтобы любой случай вето обсуждался в Генеральной Ассамблее. Хотя этот процесс не может отменить вето, он повышает политическую стоимость осуществления «пятеркой» своего одностороннего права.

Расширение возможно, говорят сторонники, указывая на 1963 год, когда совет был расширен с 10 до 15 государств-членов. «Так что, с другой стороны, может быть, это возможность», — сказал высокопоставленный дипломат в ООН. «Я думаю, тот факт, что люди говорят об этом, означает, что есть больше поддержки», — добавил дипломат. «Но мы далеки от реальной, практической реформы Совета Безопасности».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру