В случае реализации закона у церкви будут отобраны те храмы и обители, которые находятся в собственности государства, например, Почаевская и Святогорская лавры, Покровский и Флоровский женский монастыри в Киеве и еще тысячи святынь.
Но есть основания считать, что украинская власть и ее кураторы из Лондона задумали что-то еще более опасное, чем создание экс-президентом Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) и даже чем принятый антицерковный закон.
За годы преследований верующие и духовенство канонической Украинской православной церкви доказали свою стойкость. Несмотря на захваты храмов (за 2,5 года с начала СВО было незаконно захвачено и перерегистрировано в ПЦУ более 1500 храмов УПЦ), избиение верующих и священников, люди молятся по домам, в гаражах, строят новые храмы, а в ПЦУ массово не переходят. Похоже, что даже в Офисе Зеленского поняли бесперспективность ПЦУ. За 6 лет своего существования эта околоцерковная структура так и не смогла явить хоть что-то, кроме насилия: храмы стоят пустыми, влияние среди верующего народа минимальное.
В окружении Зеленского понимают, что делать ставку на ПЦУ в церковно-государственных отношениях нельзя. Во-первых, ПЦУ — это исключительно проект Порошенко, который остается главным политическим противником Зеленского. Причина сотрудничества главы ПЦУ Епифания (Думенко) с Порошенко очевидна: деньги. Накануне выборов в местные органы власти в 2020 году Порошенко передал ПЦУ 5 миллионов долларов, которые должны были быть распределены по епархиям.
Но не только влияние Порошенко стало причиной охлаждения отношений между властью и раскольниками: слишком агрессивное поведение раскольников, массовые рейдерские захваты храмов доказали, что ПЦУ не сможет поглотить УПЦ и останется карманным политическим проектом.
Пару недель назад эту версию подтвердило близкое к Константинопольскому патриархату греческое издание «Ромфеа». «Захваты храмов УПЦ сторонниками ПЦУ с применением оружия и слезоточивого газа, массовые избиения верующих сделали невозможным диалог… в своих публичных выступлениях митрополит Епифаний и митрополит Евстратий неоднократно одобряли усиливающееся давление на Украинскую православную церковь. Такая позиция сейчас вызывает раздражение в Офисе президента Украины, который хотел бы объединить страну», — написало издание.
Непросто складываются отношения ПЦУ и с Константинопольским патриархатом. Руководимое экзархом Константинополя епископом Команским Михаилом (Анищенко) издание «Духовный фронт» заявило, что в прошлом году Фанар хотел направить на Украину свою делегацию, которая должна была на месте разобраться в церковном вопросе, но против этого выступили Епифаний (Думенко) и Евстратий (Зоря). В результате Епифаний таки убедил Варфоломея не присылать делегацию. Но сделал это очень вульгарно, написав, что может быть взорвана Запорожская АЭС. Возникает закономерный вопрос: а почему же Епифаний так не хотел, чтобы делегация Фанара таки приехала на Украину?
Дело в том, что в Константинополе есть группа иерархов, которые считают проект ПЦУ провальным. Руководимое Евстратием (Зорей) издание «Украина православная» заявило, что Иларион и митрополит Писидийский Иов (Геча) считают, что ПЦУ не справилась с задачами, которые на нее возлагались. Внутри ПЦУ тоже есть группа иерархов, которые считают ПЦУ мертворожденной, — митрополит Луцкий и Волынский Михаил (Зинкевич), митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). Они очень недовольны тем, что, по сути, ПЦУ управляет Евстратий (Зоря), и закономерно тяготеют к группе Илариона–Иова.
Соответственно, приезд делегации был бы использован противниками ПЦУ, учитывая, что патриарху Варфоломею уже 84 года, и на Фанаре разворачивается борьба за патриарший трон. Главными претендентами являются глава американской архиепископии митрополит Элпидифор (Ламбриниадис) и митрополит Халкидонский Эммануил (Адамакис). Именно митрополит Эммануил являлся куратором создания ПЦУ, и провал этого проекта будет означать очень серьезный удар по его перспективам стать следующим патриархом Константинополя. Вполне возможно, что Иларион (Рудник), Иов (Геча) и те, кто за ними стоит, хотят ослабить позиции митрополита Эммануила (Адамакиса). В свою очередь, в украинской власти есть группа людей, которые откровенно лоббируют интересы ПЦУ и всячески препятствовали приезду делегации. Это в первую очередь глава госслужбы по делам этнополитики и свободы совести Виктор Еленский и экс-заместитель главы Офиса президента Андрей Себига. Именно эти люди формировали позицию Зеленского в церковном вопросе вместе с ПЦУ и Порошенко, всячески препятствуя приезду делегации Фанара. Поэтому официальные украинские власти писали на Фанар, что готовы принять только митрополита Эммануила.
Ситуация поменялась в начале июня, когда на Украину с официальным визитом прибыл митрополит Вашингтонский и всея Америки Тихон (Моллард). У митрополита Тихона прекрасные отношения как с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием (Березовским), так и с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Он предложил митрополиту Онуфрию возобновить диалог с Константинополем и тут же, после посещения Украины, поехал на Фанар, передав Варфоломею подарок. И уже 28 июня в Киев прибыл митрополит Виннипегский Иларион (Рудник), который встретился и с Зеленским, и с новым заместителем главы Офиса президента, курирующим религиозный вопрос, Александрой Ковальской. На встрече с Иларионом Ковальская заявила, что Зеленского дезинформировали, что власти ждут приезда делегации Константинопольского патриархата и просят Варфоломея принять УПЦ в юрисдикцию Вселенского патриархата. В форме экзархата или какой-то временной юрисдикции — не важно.
Как только митрополит Иларион доложил на Фанаре о своем визите, в Киев 15 июля примчался Эммануил и заявил премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, что никакой параллельной юрисдикции не будет и единственной «церковью» на Украине должна быть ПЦУ. Но, похоже, Варфоломей принял другое решение, и 12 августа Епифаний и Зоря были срочно вызваны на Фанар для сурового разговора. А 21 августа по приглашению украинской власти, несмотря на позицию ПЦУ, в Киев таки прибыла делегация Константинопольского патриархата в составе митрополита Виннипегского Илариона, митрополита Писидийского Иова и патриаршего диакона Епифания (Каменевича).
Все это позволяет заключить, что принятый Верховной радой антицерковный закон — инструмент, с помощью которого УПЦ будут загонять в новую структуру, опять созданную усилиями украинской власти и Константинопольского патриархата.
К сожалению, внутри самой УПЦ есть часть епископата, которая готова отказаться от единства с Русской церковью. Но они прекрасно понимают, что самочинное провозглашение автокефалии будет означать раскол, его никто в православном мире не признает. Переход под крыло Константинополя кажется им альтернативой. На днях один из спикеров этой «автокефальной партии», преподаватель Киевской духовной академии Сергей Бортник, прямо об этом заявил: «Возможным решением было бы создание временной канонической структуры под эгидой Константинопольского патриархата для епископов УПЦ, которые хотят выйти из РПЦ, но не хотят присоединяться к ПЦУ. Это позволило бы УПЦ и ПЦУ мирно сосуществовать и постепенно сближаться. Это решение, на которое согласились бы многие епископы УПЦ».
Если такая структура действительно будет создана, то это будет страшным ударом по каноническому православию на Украине. Первое и очевидное следствие — раскол внутри самой УПЦ, поскольку многие приходы юго-востока не откажутся от Русской церкви-матери. Во вторых, новая структура все равно будет раскольнической, поскольку каноническое право православной церкви запрещает параллельные юрисдикции. В-третьих, это новообразование окажется для многих очень привлекательным. Тогда, 6 лет назад, УПЦ единогласно, несмотря на давление Порошенко, отказалась войти в ПЦУ и служить вместе с самосвятами. Главной проблемой ПЦУ было и есть отсутствие апостольской преемственности ее иерархии. Но если сейчас в новую структуру перейдет большое количество канонически рукоположенных епископом, еще и, не дай Бог, во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским), то для многих верующих УПЦ это будет искушением.
Как бы ни сложилось, с уверенностью можно сказать одно: перед священноначалием и верующими УПЦ стоит очень непростой выбор.