Перед УПЦ стоит непростой выбор: искушение Константинополем, которое хуже раскола

Что стоит за принятием Киевом закона, направленного на ликвидацию Украинской православной церкви

Верховная рада Украины 20 августа приняла во втором чтении закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», направленный на ликвидацию Украинской православной церкви. Фактически государство уже на законодательном уровне потребовало от УПЦ разорвать каноническую связь с Русской церковью, угрожая ликвидацией юридического лица. Без государственной регистрации общины УПЦ потеряют возможность открывать банковские счета, арендовать земельные участки и здания.

Что стоит за принятием Киевом закона, направленного на ликвидацию Украинской православной церкви

В случае реализации закона у церкви будут отобраны те храмы и обители, которые находятся в собственности государства, например, Почаевская и Святогорская лавры, Покровский и Флоровский женский монастыри в Киеве и еще тысячи святынь.

Но есть основания считать, что украинская власть и ее кураторы из Лондона задумали что-то еще более опасное, чем создание экс-президентом Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) и даже чем принятый антицерковный закон.

За годы преследований верующие и духовенство канонической Украинской православной церкви доказали свою стойкость. Несмотря на захваты храмов (за 2,5 года с начала СВО было незаконно захвачено и перерегистрировано в ПЦУ более 1500 храмов УПЦ), избиение верующих и священников, люди молятся по домам, в гаражах, строят новые храмы, а в ПЦУ массово не переходят. Похоже, что даже в Офисе Зеленского поняли бесперспективность ПЦУ. За 6 лет своего существования эта околоцерковная структура так и не смогла явить хоть что-то, кроме насилия: храмы стоят пустыми, влияние среди верующего народа минимальное.

В окружении Зеленского понимают, что делать ставку на ПЦУ в церковно-государственных отношениях нельзя. Во-первых, ПЦУ — это исключительно проект Порошенко, который остается главным политическим противником Зеленского. Причина сотрудничества главы ПЦУ Епифания (Думенко) с Порошенко очевидна: деньги. Накануне выборов в местные органы власти в 2020 году Порошенко передал ПЦУ 5 миллионов долларов, которые должны были быть распределены по епархиям.

Но не только влияние Порошенко стало причиной охлаждения отношений между властью и раскольниками: слишком агрессивное поведение раскольников, массовые рейдерские захваты храмов доказали, что ПЦУ не сможет поглотить УПЦ и останется карманным политическим проектом.

Пару недель назад эту версию подтвердило близкое к Константинопольскому патриархату греческое издание «Ромфеа». «Захваты храмов УПЦ сторонниками ПЦУ с применением оружия и слезоточивого газа, массовые избиения верующих сделали невозможным диалог… в своих публичных выступлениях митрополит Епифаний и митрополит Евстратий неоднократно одобряли усиливающееся давление на Украинскую православную церковь. Такая позиция сейчас вызывает раздражение в Офисе президента Украины, который хотел бы объединить страну», — написало издание.

Непросто складываются отношения ПЦУ и с Константинопольским патриархатом. Руководимое экзархом Константинополя епископом Команским Михаилом (Анищенко) издание «Духовный фронт» заявило, что в прошлом году Фанар хотел направить на Украину свою делегацию, которая должна была на месте разобраться в церковном вопросе, но против этого выступили Епифаний (Думенко) и Евстратий (Зоря). В результате Епифаний таки убедил Варфоломея не присылать делегацию. Но сделал это очень вульгарно, написав, что может быть взорвана Запорожская АЭС. Возникает закономерный вопрос: а почему же Епифаний так не хотел, чтобы делегация Фанара таки приехала на Украину?

Дело в том, что в Константинополе есть группа иерархов, которые считают проект ПЦУ провальным. Руководимое Евстратием (Зорей) издание «Украина православная» заявило, что Иларион и митрополит Писидийский Иов (Геча) считают, что ПЦУ не справилась с задачами, которые на нее возлагались. Внутри ПЦУ тоже есть группа иерархов, которые считают ПЦУ мертворожденной, — митрополит Луцкий и Волынский Михаил (Зинкевич), митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). Они очень недовольны тем, что, по сути, ПЦУ управляет Евстратий (Зоря), и закономерно тяготеют к группе Илариона–Иова.

Соответственно, приезд делегации был бы использован противниками ПЦУ, учитывая, что патриарху Варфоломею уже 84 года, и на Фанаре разворачивается борьба за патриарший трон. Главными претендентами являются глава американской архиепископии митрополит Элпидифор (Ламбриниадис) и митрополит Халкидонский Эммануил (Адамакис). Именно митрополит Эммануил являлся куратором создания ПЦУ, и провал этого проекта будет означать очень серьезный удар по его перспективам стать следующим патриархом Константинополя. Вполне возможно, что Иларион (Рудник), Иов (Геча) и те, кто за ними стоит, хотят ослабить позиции митрополита Эммануила (Адамакиса). В свою очередь, в украинской власти есть группа людей, которые откровенно лоббируют интересы ПЦУ и всячески препятствовали приезду делегации. Это в первую очередь глава госслужбы по делам этнополитики и свободы совести Виктор Еленский и экс-заместитель главы Офиса президента Андрей Себига. Именно эти люди формировали позицию Зеленского в церковном вопросе вместе с ПЦУ и Порошенко, всячески препятствуя приезду делегации Фанара. Поэтому официальные украинские власти писали на Фанар, что готовы принять только митрополита Эммануила.

Ситуация поменялась в начале июня, когда на Украину с официальным визитом прибыл митрополит Вашингтонский и всея Америки Тихон (Моллард). У митрополита Тихона прекрасные отношения как с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием (Березовским), так и с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Он предложил митрополиту Онуфрию возобновить диалог с Константинополем и тут же, после посещения Украины, поехал на Фанар, передав Варфоломею подарок. И уже 28 июня в Киев прибыл митрополит Виннипегский Иларион (Рудник), который встретился и с Зеленским, и с новым заместителем главы Офиса президента, курирующим религиозный вопрос, Александрой Ковальской. На встрече с Иларионом Ковальская заявила, что Зеленского дезинформировали, что власти ждут приезда делегации Константинопольского патриархата и просят Варфоломея принять УПЦ в юрисдикцию Вселенского патриархата. В форме экзархата или какой-то временной юрисдикции — не важно.

Как только митрополит Иларион доложил на Фанаре о своем визите, в Киев 15 июля примчался Эммануил и заявил премьер-министру Украины Денису Шмыгалю, что никакой параллельной юрисдикции не будет и единственной «церковью» на Украине должна быть ПЦУ. Но, похоже, Варфоломей принял другое решение, и 12 августа Епифаний и Зоря были срочно вызваны на Фанар для сурового разговора. А 21 августа по приглашению украинской власти, несмотря на позицию ПЦУ, в Киев таки прибыла делегация Константинопольского патриархата в составе митрополита Виннипегского Илариона, митрополита Писидийского Иова и патриаршего диакона Епифания (Каменевича).

Все это позволяет заключить, что принятый Верховной радой антицерковный закон — инструмент, с помощью которого УПЦ будут загонять в новую структуру, опять созданную усилиями украинской власти и Константинопольского патриархата.

К сожалению, внутри самой УПЦ есть часть епископата, которая готова отказаться от единства с Русской церковью. Но они прекрасно понимают, что самочинное провозглашение автокефалии будет означать раскол, его никто в православном мире не признает. Переход под крыло Константинополя кажется им альтернативой. На днях один из спикеров этой «автокефальной партии», преподаватель Киевской духовной академии Сергей Бортник, прямо об этом заявил: «Возможным решением было бы создание временной канонической структуры под эгидой Константинопольского патриархата для епископов УПЦ, которые хотят выйти из РПЦ, но не хотят присоединяться к ПЦУ. Это позволило бы УПЦ и ПЦУ мирно сосуществовать и постепенно сближаться. Это решение, на которое согласились бы многие епископы УПЦ».

Если такая структура действительно будет создана, то это будет страшным ударом по каноническому православию на Украине. Первое и очевидное следствие — раскол внутри самой УПЦ, поскольку многие приходы юго-востока не откажутся от Русской церкви-матери. Во вторых, новая структура все равно будет раскольнической, поскольку каноническое право православной церкви запрещает параллельные юрисдикции. В-третьих, это новообразование окажется для многих очень привлекательным. Тогда, 6 лет назад, УПЦ единогласно, несмотря на давление Порошенко, отказалась войти в ПЦУ и служить вместе с самосвятами. Главной проблемой ПЦУ было и есть отсутствие апостольской преемственности ее иерархии. Но если сейчас в новую структуру перейдет большое количество канонически рукоположенных епископом, еще и, не дай Бог, во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским), то для многих верующих УПЦ это будет искушением.

Как бы ни сложилось, с уверенностью можно сказать одно: перед священноначалием и верующими УПЦ стоит очень непростой выбор.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29351 от 30 августа 2024

Заголовок в газете: Искушение Константинополем, которое хуже раскола

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру