Азы огневой подготовки
На полигоне в Подмосковье не утихают звуки стрельбы. Ребята, вчерашние школьники, прибыли сюда, чтобы приобщиться к военной дисциплине. Заодно учатся первичным навыкам, которые потом будут оттачивать за годы обучения. Так сказать, постепенно погружаются в профессию будущих командиров подразделений.
На одном из участков полигона тренируются метко стрелять. По словам инструкторов по огневой подготовке, особенно уделяют внимание стрельбе из разных положений, с разных рук. В боевых условиях это может сильно помочь.
На огневом рубеже стрельба из «окошек» – имитации построек. Нацелили свои АК-19. «Огонь!» - ребята отстреляли по десятку патронов короткими очередями.
«Не годится. Куда же ты пол-автомата наружу высунул?» - обращается инструктор к молодому парнишке. Повторили. Затем стрельба с колена, лежа. В процессе отработали еще и перезарядку – важно менять «рожок», не теряя зрительный контакт с противником, сейчас условным.
Результаты пока оставляют желать лучшего, хотя и попадания по мишеням есть. Это совершенно нормально для людей, впервые держащих реальный автомат. Будет над чем поработать. К слову, патроны в учебе используют боевые, так что это вам не из «духовушки» стрелять.
Первый учебный штурм
Неподалеку от стрельбища - тактическое поле. Здесь отрабатывают штурм позиции в населенном пункте. Варианты задачи могут быть разные. Например, будущие первокурсники отработали захват здания, в котором засел условный противник. Технику безопасности и принцип работы в двойках им довели прежде.
Поле представляет собой полуразрушенный участок города. «Цель» засела в сымитированном двухэтажном здании. Но путь к нему тернист – через ухабы, выбоины, руины. «Противник» отстреливается, поэтому, пока один боец ведет непрерывный огонь, второй передвигается за следующее укрытие.
И это еще не все. Согласно замыслу, задачу усложняют «мины» и «беспилотники». Особенно этому уделяют внимание на следующем этапе тренировки, когда работают вчетвером. Впереди идущий должен смотреть под ноги: там могут оказаться растяжки. Напарник сзади прикрывает воздух, чтобы не прилетел беспилотник. О «враге» спереди тоже забывать нельзя.
Дым, стрельба, звон попаданий по мишеням, постоянное движение – довольно уверенно «новички» наконец добрались до назначенной постройки.
- Это вы в первый раз, и так слаженно работаете? – спрашиваю их.
- Никак нет. Уже пятый раз штурмуем. Оттачиваем навыки, работаем над ошибками, - ответил запыхавшийся боец.
Тренировки проводятся для того, чтобы довести все до автоматизма, поэтому занимаются много. В первую очередь учатся использовать укрытия, ориентироваться на местности. Когда освоят базу, курсантов ждут некоторые усложнения. Будут и мины, пусть и учебные. А в воздухе залетает беспилотник, сбрасывая на каски снаряды (на самом деле небольшие камни). По словам инструкторов, много разных нештатных ситуаций можно отработать на этом поле. Но всему свое время.
- Молодец, двигаешься хорошо. Но не всегда смотришь под ноги, - анализирует ошибки бойца инструктор полковник Иван Шиц.
Свежий взгляд на боевую учебу
Позже инструктор рассказал, как опыт СВО повлиял на подготовку курсантов училища. Полковник Шиц - боевой офицер, Герой России. Прибыл после ранения обучать «молодняк», пока полностью не восстановится. Совместно с командованием внес немало предложений, некоторые уже удалось реализовать. Беспилотник-камнемет – его идея.
Одно из тактических полей полигона повторяет ситуацию, в которой работал инструктор.
- Чистое поле, никаких укрытий. И так несколько километров. А штурмовать как-то было надо, хотели зайти сбоку. Мы «вырыли» себе огнем артиллерии кратеры, по ним и пробирались. В это время колонна техники двигалась с другого направления, они отвлекли противника. Так мы и застали его врасплох, - рассказывает военный.
Решили часть полигона оборудовать именно так. Здесь проводятся занятия со старшекурсниками. Им прививают умение думать в чрезвычайной ситуации.
- Когда ты уже на автомате выполняешь ту или иную задачу, то можешь принимать экстренные решения. Но к этому тоже нужно быть морально готовым, - говорит инструктор.
Например, есть такое упражнение: скидывают вооружение нескольких типов. Какое из них выбрать – решает курсант в зависимости от типа цели.
- Может так «сложиться», что выбрал автомат, а он неисправен. Вот и выбирай: либо брать другой позади тебя, либо кустарно починить этот. Или же берешь пистолет, а патронов в нем нет, они рассыпаны по укрытию, - привел примеры «сюрпризов» для курсантов полковник.
По его словам, все это учит будущих командиров мыслить нестандартно и быстро принимать решения.
Один на один с танком
В качестве теории группа молодых людей выслушала лекцию про боевую машину пехоты с модулем «Бережок». Есть такая на полигоне. Инструкторы рассказывают о современных средствах дополнительной защиты, устройстве и характеристиках техники. В последующем курсанты подробно узнают и о других видах вооружения, используемого в зоне СВО.
Это только предварительное знакомство с боевой машиной. Ребятам предстоял один из элементов подготовки - «обкатка танком». Боец спускается в окоп - самый большой из них глубиной метра полтора. Танк отправляется прямиком на него. По мере его приближения нужно непрерывно стрелять и в определенный момент кинуть учебную гранату. Кидают и ныряют в окоп, тогда как 40-тонная машина проезжает прямо над головой. Потом, вынырнув из окопа, нужно еще раз метнуть гранату ей вдогон.
Два попадания - отлично, одно - либо тройка, либо четверка, смотря куда попал.
- Я, конечно, волновался, глядя, как это делали мои товарищи. На деле же, пока думал, целился, ничего не чувствовал, хотел только попасть в танк, - признается Константин, который с первого же раза поразил цель обеими гранатами.
Главное в «обкатке» - это преодолеть страх перед столь грозной техникой. Не растеряться и «уничтожить» ее в бою один на один.
«Окуривание» и первая помощь
Радиационной, химической и биологической защите тоже на полигоне уделяют пристальное внимание. Кроме прочего, проводят так называемое окуривание. Надев противогазы, бойцы засовывают головы в специальный контейнер с газом. Если натянул его неправильно, сразу почувствуешь.
- Пять-десять секунд - и глаза заслезились, - говорит, потирая покрасневшее лицо, уничтожитель танков Константин. – Но это моя ошибка: плохо затянул один из фиксаторов. Будет уроком.
Остальные «окуриваемые» спокойно продержались в контейнере пару минут. Результат хороший.
В это время в нескольких десятках метров от них занимались тактической медициной. В основном все как положено: наложение жгута, кровоостанавливающих повязок.
«Ранение в правую ногу! Ранение в левую руку!» - «подстреливает» словом инструктор подопечных. Те сразу же падают наземь и принимаются затягивать «турникет».
- На самом деле тактической медицине раньше уделяли мало внимания. Видимо, думали, что медики всегда рядом. Но это не всегда так. Как показала практика, важна именно первая помощь раненому. Правильно наложенный самому себе жгут спас уже немало жизней, - говорит инструктор Андрей Зимин, параллельно проверяя «раненых». – Выполнено отлично, молодец!
Еще один занимательный элемент - тампонада открытой раны. Для этого используется специальный извилистый Z-бинт. Тренируются на незатейливом силиконовом устройстве с прорезью. В такую «рану» насосом подается бутафорская кровь. Правильно затампонировал – и хлестать уже не будет. По словам инструктора, это один из самых сложных элементов тактической медицины.
Не менее важна эвакуация с поля боя. Ее тоже отработали будущие курсанты. Разведчик вышел из окопа, но ему «прилетело» в ногу. «Я «триста», сам!» - прокричал он. Это значит, что ранен и жгут наложит собственноручно. Но уйти из-под огня он сам уже не может. Держа условного врага на мушке, двое бойцов подошли к нему, привязали стропило для эвакуации. Так оттащили «раненого» в окоп, откуда уже спокойно доставили в безопасную зону.
С «вертушки» по бронемашине
Беспилотники в зоне боевых действий стали очень актуальны. Поэтому работе с ними стали учить смолоду. На полигоне ребята тренируются управлять FPV-дроном. Финальная стадия обучения – дистанционно поразить коптером «вражеский» бронетранспортер.
- Цель – ударить ему в «мангал». То есть тренируется меткость оператора. Само собой, в реальных условиях нужно бить в башню, но мы ставим задачу так, чтобы визуализировать ребятам цель. И учебные дроны чтобы жили дольше, - говорит, смеясь, инструктор.
Пока ребята «бьют» стоячую технику, а когда освоятся, будут поражать ее на ходу. По первости и эта задача может показаться сложной.
Один из бойцов выбежал из траншеи, чтобы поставить коптер на исходную позицию.
- Когда бежишь, противник у тебя в прицеле. Автомат перед собой, держи локтем. В одной руке дрон, в другой автомат. Вот так, да! – корректирует передвижение бойца инструктор.
Тем временем в подземном укрытии готовится оператор. «Мишень» стоит неподвижно, ожидая. Дрон жужжит пропеллерами, взлетает, проходит туда-сюда по небу (видимо, небольшая разминка), а потом на скорости пикирует прямо в «мангал». «А парень-то талант», - послышалось со стороны инструктора.
Прежде чем приступить к занятиям на реальных «эфпивишках» - FPV-дронах, обязательно сдают экзамен на симуляторе. Для виртуальных полетов здесь есть специальная аудитория с компьютерами.
Из зоны СВО – учиться
В этом году среди поступивших довольно много участников спецоперации. Уже имея боевой опыт за плечами, молодые люди решили пойти учиться и познавать ратную науку еще глубже. Тем, кто поступил после школы, они всегда помогают советом.
- Ребята вчера еще сидели за партой, им нужно время освоиться. Мы им в этом помогаем, подсказываем: и как постель заправить, и как автомат держать, - говорит Алексей, будущий курсант.
В зоне СВО он выполнял задачи сапера. Уверен, что когда в программе начнется инженерное дело, блеснет познаниями – поможет боевой опыт.
С детства парень мечтал поступить в военное училище. Теперь мечта осуществилась. Таких, как он, говорит, в этом году немало. Тем не менее какими-то особенными себя они не считают, общаются с остальными на равных. Знаниями они делятся чисто по-товарищески. Рассказывают, что происходит там на самом деле. Часто их расспрашивают о реальных боях, особенно интересуются про беспилотники противника.
- Если слышишь дрон, а слышно его метров за 300, нужно прятаться в укрытие, - приводит пример простого наставления Алексей.
У каждого прибывшего сюда парня своя мотивация. Например, отец Льва сейчас выполняет задачи в зоне спецоперации, имеет три ордена Мужества. Папа – пример для сына, и тот во всем равняется на него. Поступление в военный вуз – только начало его карьеры военного. Сейчас парнишка полностью отдается тренировкам, обещает стараться и впредь.
- Отец закончил это училище 20 лет назад. После него здесь учился мой дядя. Теперь сюда поступил и я. Буду продолжать династию, стану настоящим специалистом, - говорит Лев.
По словам преподавателей училища, нововведения, боевые офицеры-инструкторы, курсанты-участники спецоперации – все это дает невообразимый плацдарм для получения широких знаний. Готовят здесь профессионалов не только своего профиля, а эдаких «универсальных солдат», которые в случае чего могут и за танк сесть, и беспилотник поднять. Главное - стремиться к новым знаниям и умениям.