Китайские и филиппинские суда столкнулись в понедельник во время столкновения вблизи спорного мелководья в Южно-Китайском море, пишет The Guardian с ссылкой на Agence France-Press. Обе страны обвинили друг друга в инциденте у мелководья Сабина.
В последние месяцы Китай и Филиппины неоднократно сталкивались на этом жизненно важном водном пути, в том числе из-за военного корабля, который несколько лет назад Манила посадила на мель Второго Томаса, где находится гарнизон, напоминает Agence France-Press. Пекин продолжает настаивать на своих претензиях почти на все Южно-Китайское море, несмотря на решение международного трибунала о том, что его утверждение не имеет юридической основы.
Представитель береговой охраны Китая Гэн Юй заявил, что филиппинское судно “намеренно столкнулось” с китайским судном рано утром в понедельник.
“Суда филиппинской береговой охраны незаконно вошли в воды вблизи рифа Сяньбин на островах Наньша без разрешения китайского правительства”, - сказал Гэн, используя китайские названия отмели Сабина и островов Спратли.
“Береговая охрана Китая приняла меры контроля в отношении филиппинских судов в соответствии с законом”, - добавил Гэн.
Национальная оперативная группа Манилы в Западно-Филиппинском море, тем временем, заявила, что два ее корабля береговой охраны были повреждены в результате столкновений с китайскими судами, которые проводили “незаконные и агрессивные маневры” вблизи отмели Сабина.
Столкновение “привело к столкновениям, в результате которых были повреждены конструкции обоих судов филиппинской береговой охраны”, - заявили в Маниле.
Китай претендует на отмель Сабина, которая расположена в 140 км (86 милях) к западу от филиппинского острова Палаван, ближайшего крупного массива суши. Это более чем в 1000 км от ближайшего крупного материка Китая - острова Хайнань, отмечает Agence France-Press.
В последние месяцы Манила и Пекин разместили корабли береговой охраны вокруг мелководья, поскольку Филиппины опасаются, что Китай собирается построить там искусственный остров.
На кадрах, которые якобы показывают инцидент, приписываемый береговой охране Китая и переданных государственной телекомпанией CCTV, видно, как одно судно, идентифицированное пекинской стороной как филиппинское, по-видимому, столкнулось с левым бортом китайского судна, прежде чем продолжить движение.
В другом 15-секундном ролике, по-видимому, показано, как китайское судно входит в контакт с кормовой частью филиппинского судна. В подписях к кадру утверждается, что филиппинское судно “внезапно изменило направление” и стало причиной крушения.
Представитель береговой охраны Китая обвинил филиппинские суда в “непрофессиональных и опасных действиях, которые привели к столкновению”.
“Мы строго предупреждаем филиппинскую сторону немедленно прекратить нарушения и провокации”, - заявил Гэн Шуан.
Однако Манила обвинила Пекин, а генеральный директор Совета национальной безопасности Джонатан Малайя заявил, что филиппинское судно BRP Cape Engano получило 13-сантиметровую пробоину в правой балке после того, как “агрессивные маневры” судна береговой охраны Китая привели к столкновению.
По словам Малайи, второй корабль филиппинской береговой охраны BRP “Багакай” был “дважды протаранен” китайским судном береговой охраны примерно через 15 минут и получил "незначительные структурные повреждения".
Филиппинский экипаж не пострадал и продолжил выполнение своей миссии по пополнению запасов на филиппинских островах в группе Спратли, добавил он.
Китайское государственное информационное агентство "Синьхуа" сообщило, что инцидент произошел в 3:24 утра по местному времени в понедельник (19:24 по Гринвичу в воскресенье). Также сообщается, что корабль филиппинской береговой охраны вошел в воды вблизи Второй отмели Томаса около 6 утра.
Неоднократные столкновения в Южно-Китайском море вызвали опасения, что союзник Манилы - Соединенные Штаты - может быть втянут в конфликт, поскольку Пекин наращивает усилия по продвижению своих претензий на море, подчеркивает Agence France-Press.
Западные аналитики говорят, что цель Пекина состоит в том, чтобы прорваться к отмели Сабина из соседней Второй отмели Томас, вторгаясь в исключительную экономическую зону Манилы и нормализуя китайский контроль над этим районом.
Ситуация, отмечает Agence France-Press, напоминает ситуацию 2012 года, когда Пекин взял под свой контроль отмель Скарборо, еще один стратегический район Южно-Китайского моря, ближайший к Филиппинам.