Началось все с того, что несколько дней назад в российских тюрьмах и колониях стали "пропадать" лица, осужденные по статьям, связанными с разного рода антигосударственными деяниями - от фейков об армии до шпионажа и государственной измены. Поскольку все дела эти так или иначе связаны с большой политикой, даже с геополитикой, пожалуй, не будет слишком большим грехом против истины и юриспруденции объединить этих арестантов в категорию "политических".
"Пропадать", уточним, в том смысле, что ними прервалась какая-либо связь и к ним перестали пускать адвокатов. Таким образом "исчезли" по меньшей мере 10 "политических": Владимир Кара-Мурза (признан иноагентом), Илья Яшин (призан иноагентом), Кевин Лик, Пол Уилан, Ксения Фадеева (Росфинмониторингом внесена в перечень террористов и экстремистов), Лилия Чанышева (внесена в список террористов и экстремистов), Мария Пономаренко, Олег Орлов (признан иноагентом), Александра Скочиленко, Даниил Кринари. Последний, правда, "нашелся": по утверждению группы поддержки Кринари, осужденного за госизмену художника и политического активиста, он был этапирован из Москвы в Казань и "не имеет никакого отношение к обмену".
Одновременно появилась информация о том, самолеты специального летного отряда "Россия", подчиненного Управлению делами Президента РФ Федерации, совершили не менее восьми рейсов из Москвы в регионы, в которых находились эти заключенные, и, соответственно, обратно. А пресс-секретарь президента на прямой вопрос, не готовится ли обмен, лишь загадочно ответил: "Эту тему мы не комментируем".
В довершение всего эпидемия "исчезновений" перекинулась на Соединенные Штаты: из базы данных американских тюрем пропала информация о ряде отбывающих там срок российских граждан. Речь, в частности, идет об Александре Виннике, Максиме Марченко, Вадиме Конощенке и Владиславе Клюшине.
И это еще не все. В среду в Словении были осуждены обвиненные в шпионаже россияне Артем и Анна Дульцевы (жившие по аргентинским паспортам на имена Людвига Гиш и Марии Розы Майер Муньос). Будучи взятым вне новостного контекста, вердикт словенского суда выглядит более чем странно: оба "русских шпиона" были приговорены к 1 году и 7 месяцам лишения свободы (это именно тот срок, который они уже отсидели за решеткой) и высылке из страны.
Однако по информация словенского телеканала N1, отпустили Дульцевых, что называется, не за красивые глаза: они, мол, являются участниками масштабного обмена, который состоится в ближайшее время. Согласно тому же источнику, в списке обмениваемых присутствует также гражданин Германии Рико Кригер, приговоренный недавно в Беларуси к смертной казни и помилованный Лукашенко.
Кригера якобы предполагается обменять на Вадима Красикова, отбывающего в Германии пожизненный срок за убийство чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Как утверждается, в числе ключевых фигурантов списка находится также американский журналист Эван Гершкович, арестованный в минувшем году по обвинению в шпионаже и приговоренный две недели назад Свердловским областным судом к 16 годам колонии строгого режима.
Не факт, пока не факт, что эта версия соответствует действительности. Но нельзя не согласиться с тем, что она как минимум придает осмысленность происходящему. Без нее же вся эта масштабная, охватывающая несколько стран и два континента "картина маслом" - какой-то сплошной сюр.
Версия, кстати, подкреплена не только логикой и фактами, но и историей. Обмен шпионами и политзаключенными - дело в отношениях между Москвой и ее западными "партнерами" вполне обычное. Об одном из первых подобных обменов снят даже фильм - "Мертвый сезон" (СССР, 1968 год). Массовый обмен - явление, конечно, более редкое, но тоже совсем не уникальное.
Последняя такая "сделка" произошла 14 лет назад: 9 июля 2010 года десять арестованных в США российских разведчиков-нелегалов были обменены на четверых граждан России, трое из которых были осуждены за государственную измену в форме шпионажа (в их числе - ученый Игорь Сутягин и бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль).
Тот обмен произошел, напомним, в аэропорту столицы Австрии. Весьма, кстати, подходящее место для подобных спецопераций. Правда, говорят, что дважды в одну воронку снаряд не падает, но к войнам такого рода это правило, думается, не относятся. В общем, почему бы и не в Вене?