Оспариваемое противниками заявление Мадуро о победе на выборах ввергло южноамериканскую страну в очередную полосу волнений и неопределенности, которая напугала региональные правительства, пишет The Guardian.
“Я не могу сказать, что я расслаблен. Я не расслаблен. Я беспокоюсь. Я уезжаю отсюда взволнованный”, - сказал Селсу Аморим, посланник президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы, газете Guardian во вторник утром, когда он готовился вылететь из Каракаса после встречи с Мадуро накануне.
В понедельник тысячи жителей бедных общин, когда-то верных революции чавистов, прошли маршем по столице Венесуэлы Каракасу, демонстрируя массовый гнев, вызванный заявлением Мадуро о победе над своим соперником, бывшим дипломатом Эдмундо Гонсалесом Уррутиа.
Мадуро заявил, что победил на выборах, набрав более 5,1 млн голосов против 4,4 млн у своего соперника. Но оппозиция настаивает на том, что она одержала убедительную победу, набрав 6,2 млн голосов против 2,7 млн у Мадуро.
Во вторник демонстранты вернулись после того, как Гонсалес и его ключевая сторонница, видный лидер оппозиции Мария Корина Мачадо, призвали своих сторонников продолжать протесты.
“Очевидно, что мы победили… Мы разгромили их. 70% населения страны настроено против правительства”, - заявила одна из тех, кто ответил на их призывы, 35-летняя администратор по имени Ана Мария Гонсалес.
Гонсалес отметила, что так много жителей общин с низким уровнем дохода вышли на улицы, чтобы оспорить предполагаемый захват власти. “Барриос пали”, - сказала она, используя местное название бедных фавел Венесуэлы на склонах холмов. “Этого не случалось так давно”.
Другая участница акции протеста, 65-летняя правозащитница Лейда Брито, прослезилась: “Мы хотим политических перемен, и мы проголосовали за это... но Николас Мадуро и избирательный совет ограбили нас – они украли наши мечты”. “Они украли мечту о том, что наши дети смогут вернуться в Венесуэлу”, - сказала Брито об историческом массовом исходе, в результате которого около 8 миллионов граждан бежали за границу, включая ее детей, которые живут в Чили и Доминиканской Республике.
Тысячи мотоциклистов, выступающих против Мадуро, в основном из районов Барриос, пронеслись по улицам Каракаса, сигналя и размахивая флагами.
По мере того, как росло общественное недовольство и жители Каракаса начали запасаться продуктами, опасаясь еще больших беспорядков в будущем, международное сообщество также осуждало происходящее.
Организация американских государств опубликовала резкий отчет своего департамента по наблюдению за выборами, в котором обвинила Мадуро и подконтрольный правительству Венесуэлы избирательный орган CNE в использовании “скоординированной стратегии” по игнорированию, обману избирателей.
“Доказательства свидетельствуют о попытке режима проигнорировать волю большинства, выраженную миллионами венесуэльских мужчин и женщин у избирательных урн”, - говорится в докладе, в котором описывается ряд “незаконных действий, пороков и недобросовестной практики” в ходе избирательного процесса, кульминацией которого стало то, что CNE присудила Мадуро глубокую отставку. подозреваемая победа.
“Режим Николаса Мадуро в очередной раз предал венесуэльский народ, пообещав уважать волю народа, в то время как в то же время он делал все возможное, чтобы манипулировать этой волей и игнорировать ее”, - говорится в докладе ОАГ, в котором утверждается, что результат “не заслуживает ни доверия, ни демократического признания”.
Выступая в понедельник вечером перед The Guardian, Мачадо призвалв Мадуро признать, что его 11-летнее правление, в течение которого Венесуэла переживала катастрофический экономический и гуманитарный кризис, в котором он винит санкции США, закончилось.
“Он должен понять, что потерпел поражение”, - сказала Мачадо, отвергнув заявление Мадуро о том, что его победа была “необратимой”. “Я бы сказала, что его уход необратим”, - вещала лидер оппозиции.
Администрация Мадуро назвала протесты поддерживаемым из-за рубежа крайне правым заговором с целью свержения его правительства и отстранения чавистского движения от власти спустя 25 лет.
Хорхе Родригес, близкий союзник Мадуро, который является председателем национальной ассамблеи, призвал сторонников из бедных районов Барриос пройти маршем к президентскому дворцу Мирафлорес во вторник днем, “чтобы отпраздновать нашу победу” и сплотиться вокруг находящегося в тяжелом положении президента.
“Они хотят превратить эту страну в Аргентину - крайне правую - и мы не можем с этим смириться”, - сказал 63-летний Фредди Фальфан, один из чавистов, присоединившихся к проправительственному маршу из рабочего района Катия.
Нэнси Риберо, 46-летняя активистка, обвинила оппозицию в попытке саботажа и дестабилизации ситуации в ее стране. “Фальсификаций не было - выборы были честными”, - заявила она, когда участники шествия шли под проливным дождем.
Силы безопасности, тем временем, перешли в наступление, и было снято, как люди в масках задерживают Фредди Суперлано, ключевого оппозиционера, который поддерживал кандидатуру Гонсалеса на пост президента. Генеральный прокурор Тарек Уильям Сааб объявил об аресте 749 “правонарушителей”, которых он обвинил в ранении 48 полицейских и солдат, когда они пытались спровоцировать “кровавую бойню”. Он сказал, что один солдат был убит.
В видеообращении Гонсалес осудил репрессии: “К сожалению, за последние несколько часов мы получили сообщения об убитых людях и десятках людей, которые были ранены и задержаны”.
Неправительственная организация Foro Penal сообщила, что в результате столкновений погибли 11 человек, пятеро из них - в столице.
Глава ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил, что он “крайне обеспокоен” ситуацией, добавив: “Я встревожен сообщениями о непропорциональном применении силы сотрудниками правоохранительных органов наряду с насилием со стороны вооруженных лиц, поддерживающих правительство”.
Он сказал: “Те, кто несет ответственность за нарушения прав человека, должны быть привлечены к ответственности”.
Сторонники оппозиции призвали вооруженные силы встать на их сторону. Однако во вторник министр обороны Владимир Падрино Лопес выступил с заявлением, в котором подтвердил “абсолютную лояльность и безоговорочную поддержку” вооруженных сил Мадуро. Он обвинил ультраправых экстремистов в совершении “актов террора” в попытке помешать законной победе Мадуро.
Падрино Лопес заявил, что военные привержены делу мира. “Но в то же время мы предпримем решительные действия... для поддержания внутреннего порядка”, - зловеще добавил он.
По мере обострения кризиса дипломатическая изоляция Венесуэлы росла, хотя, что особенно важно, правительства России и Китая признали победу Мадуро, отмечает The Guardian. Их поддержка имела решающее значение для способности Мадуро преодолеть предыдущие трудности, такие как неудавшаяся попытка свергнуть его в 2019 году, предпринятая ныне находящимся в изгнании лидером оппозиции Хуаном Гуайдо.
В понедельник министр иностранных дел Венесуэлы Иван Хиль заявил, что десятки дипломатов из семи латиноамериканских стран, которые критиковали результаты выборов, будут высланы. Полеты в Доминиканскую Республику и Панаму были приостановлены.
Левое правительство Бразилии, которое имеет давние связи с чавистским движением, восходящие к первому президентству президента Лулы в 2003-2011 годах, когда у власти находился наставник Мадуро Уго Чавес, воздержалось от прямого оспаривания результатов выборов. Но, что характерно, Бразилия публично призвала Мадуро опубликовать данные о выборах, которые, по ее мнению, были необходимы “для прозрачности, доверия и легитимности” голосования.
Спецпосланник бразильского президента Аморим сказал, что Мадуро заверил его, что такие данные будут опубликованы в ближайшие два дня во время их встречи в президентском дворце в понедельник. “Мне показалось, что он выглядел спокойным. Мне не показалось, что он был в испуганном или воинственном настроении”, - сказал Аморим о своем хозяине.
Аморим сказал, что он также встречался с Гонсалесом во время своего пребывания в Каракасе, которого он охарактеризовал как человека с “приятным, мирным характером”. “Но, как вы знаете, есть и другие силы, которые настроены более воинственно”, - добавил он, имея в виду оппозицию.
Опытный дипломат, бывший министр иностранных дел и обороны Бразилии, выразил надежду, что Колумбия, Мексика и Бразилия смогут помочь разрядить ситуацию, поощряя диалог. “Ненадлежащее внешнее вмешательство” не поможет.
Лула и президент США Джо Байден провели телефонный разговор, чтобы обсудить кризис во вторник днем. По данным Белого дома, “лидеры двух стран согласились с необходимостью немедленного предоставления венесуэльскими избирательными властями полных, прозрачных и подробных данных о голосовании на избирательных участках”.
Они также согласились с тем, “что итоги выборов в Венесуэле представляют собой критический момент для демократии в Западном полушарии”.