Как сообщило государственное новостное агентство Fars, Хания находился в Тегеране на инаугурации недавно избранного президента Ирана Масуда Пезешкиана и остановился в резиденции для ветеранов на севере иранской столицы.
Около 2 часов ночи по местному времени “бортовой управляемый снаряд” был направлен в то место, где находился Исмаил Хания, сообщает иранское государственное издание IRNA. По имеющимся данным, его телохранитель также был убит.
Иранская сторона начало расследования для определения деталей операции и позиции, с которой был выпущен снаряд, убивший лидера палестинской группировки.
ХАМАС осудил убийство, которое он назвал “сионистским ударом” и “серьезной эскалацией” своего многолетнего конфликта с Израилем. Высокопоставленные хамасовские лидеры пригрозили, что их движение «готово заплатить любую цену» и что “момент истины настал”.
Боевое хамасовское крыло «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама» выпустили многословное заявление о том, что «преступное убийство лидера Хании в центре иранской столицы является значительным и опасным событием, которое переводит борьбу в новое русло и будет иметь серьезные последствия для всего региона. Враг просчитался, расширив масштабы агрессии, устранив лидеров сопротивления на различных аренах и нарушив суверенитет государств региона. Преступник Нетаньяху, ослепленный манией величия, ведет оккупационное образование к пропасти, ускоряя его крах и окончательное изгнание с палестинской земли».
Но это все вполне ожидаемая риторика. И вот тут мы подходим к самому важному: а что же на деле будет дальше?
Начнем с места в карьер: само по себе убийство Исмаила Хании вряд ли приведет к новой большой войне на Ближнем Востоке. «Новой» здесь ключевое слово, потому что война в этом не просто горячем, а добела раскаленном регионе давно уже идет. Только с 7 октября около 40 тысяч погибших людей с обеих сторон стали ее жертвами.
Есть, конечно, вероятность, что Иран не оставит без последствий дерзкую акцию израильтян, не только убивших лидера одного из союзников Тегерана, каким в оккупированной Палестине является ХАМАС, но и устроивших нападение на иранской земле. Тем более, в момент вступления в должность нового главы исполнительной власти, когда в иранскую столицу приехало немало иностранных гостей (что, само собой, повлекло усиление мер безопасности). Такой плевок стоит того, чтобы за него отомстить.
Однако здесь следует помнить, что Исмаил Хания – не первый человек, убитый израильтянами на территории Ирана. Израильские спецслужбы имеют на своем счету целый ряд убийств ученых, имевших отношение к ядерным разработкам. Самая громкая история – убийство «отца ядерной программы» Мохсена Фахризаде в ноябре 2020 года. Руководителя центра исследований при Министерстве обороны Исламской Республики расстреляли при помощи пулемета, оснащенного роботизированным устройством с дистанционным управлением. Причастность к расправе израильских «рыцарей плаща и кинжала» ни у кого в Иране сомнения не вызывала.
Уместно вспомнить и то, что главный союзник Израиля – США – тоже совершил политическое убийство одного из самых высокопоставленных деятелей иранской власти: генерал Касем Сулеймани был убит американской ракетой в Ираке в 2020 году. И опять же небо не упало на землю, дело закончилось обстрелами американских объектов на иракской территории (ну, и если верить американским же спецслужбам, иранцы будто бы замыслили ликвидировать Трампа, отдавшего приказ о ликвидации генерала).
Но вернемся к гибели Исмаила Хании. Что может сделать Иран? Устроить массированную атаку Израиля роем беспилотников и ракет (вроде того, что было в апреле после убийства израильтянами в Дамаске двух генералов Корпуса стражей исламской революции)? А смысл? Особенно, если учесть, что большая часть иранских снарядов была нейтрализована израильским ПВО. Впрочем, и оставить без последствий наглое убийство иранская власть тоже не может.
То же относится и к региональным союзникам Ирана – да, наверняка, и ХАМАС, и «Хезболла», и даже йеменские хуситы могут попытаться в отместку за убийство устроить масштабные удары по Израилю – но так ведь и так они их устраивают!
Тем более что Хания для того же ХАМАС не играл такой уж критически важной роли. После того как бывший палестинский премьер-министр покинул сектор Газа, он последние лет семь жил в эмиграции. Да, он был лицом хамасовской дипломатии, активно участвовал в подковерных переговорах насчет сделки о прекращении огня и обмене пленниками. И даже заявлял, что несмотря на смерть нескольких его детей и внуков от израильских ударов, он готов вести разговоры о приостановке военных действий. Но на боевые операции боевиков ХАМАС Исмаил Хания вряд ли влиял. Более того, высказывались даже сомнения, что он знал заранее о нападении хамасовцев на Израиль 7 октября.
«Это убийство не достигнет целей оккупации и не подтолкнет ХАМАС к капитуляции», – заявили по поводу смерти Хании высокопоставленные деятели палестинской группировки. Действительно, устранение политического лидера Исламского движения сопротивления мало что меняет в происходящем на Ближнем Востоке.
Да и для самого Израиля тут, как говорится, выгоды, по большому-то счету, немного. Конечно, принцип «зуб за зуб, око за око» реализован – какая ни есть, а моральная компенсация за провал спецслужб, проспавших нападение 7 октября, получена. Но это пропагандистский эффект для внутреннего потребления. Есть и мощный сигнал, направленный врагам внешним: достанем не то что из-под земли, а даже в иранской столице! И другим недругам еврейского государства теперь придется, конечно, ходить да оглядываться – будь то в Тегеране, Дохе, Каире или еще где.
Однако и простым израильтянам тоже теперь придется ходить с оглядкой по зарубежным городам, даже далеко от Ближнего Востока. Есть немалая опасность, что их могут выбрать в качестве «мягких мишеней» какие-нибудь террористы, возжелавшие отомстить не только за страдания жителей Газы, но и за смерть лидера ХАМАС. А значит, будет мстить и Израиль. И так далее, по кругу. И это, право, страшно – потому что спираль ненависти на Ближнем Востоке раскалилась до таких жутких температур, каких человеку выдержать просто невозможно.