Новый президент дружественной России страны возродил слабые надежды Запада на сближение

Масуд Пезешкиан говорит, что иранский народ проголосовал за перемены

Верховный лидер Ирана Аятолла Али Хаменеи официально ввел в должность нового президента, что дало кое-кому слабую надежду на улучшение отношений с Западом, ослабление внутренней цензуры и новый подход к экономике. На церемонии в воскресенье, посвященной началу его четырехлетнего президентства, Масуд Пезешкиан заявил, что иранский народ проголосовал за перемены, и пообещал конструктивное взаимодействие с Западом, что, по его мнению, является предварительным условием для сдерживания Тегераном инфляции и обеспечения экономического роста.

Масуд Пезешкиан говорит, что иранский народ проголосовал за перемены

Ожидается, что реформист Пезешкиан, избранный во втором туре выборов 5 июля при явке 49,7%, в ближайшие несколько дней произведет ряд назначений в правительстве, включая назначение нового министра иностранных дел Аббаса Аракчи. В ходе своего первого официального вступления в должность Пезешкиан назначил 72-летнего Мохаммада Резу Арефа, реформиста и близкого союзника бывшего президента, своим первым вице-президентом.

На церемонии в Тегеране, на которой присутствовали дипломаты и политическая элита Ирана, верховный руководитель Али Хаменеи, человек, определяющий параметры иранской политики, заявил, что приоритетом внешней политики будет оставаться близость к странам, которые поддерживали Иран в период санкций. Но он сказал, что не исключает более тесных отношений с европейскими державами, если они изменят свое поведение.

Как пишет The Guardian, аятолла Хаменеи, который в целом выступает за то, чтобы Иран искал партнеров на востоке, заявил, что многие европейские державы “плохо вели себя по отношению к нам”, вводя эмбарго на продажу нефти и совершая ложные нападения на права человека. Он высоко оценил Пезешкиана как достойного президента, назвав его “мудрым, популярным, честным и образованным”.

Масуд Пезешкиан, хирург, парламентарий и недолгое время министр здравоохранения, не намерен публично расходиться во мнениях с Хаменеи, зная, что верховный лидер идеологически ближе к консерваторам, таким как предшественник Пезешкиана на посту президента Эбрагим Раиси.

Гибель Раиси в результате крушения вертолета в мае перевернула иранскую политику, но остается неясным, как далеко зайдет Пезешкиан в оспаривании некоторых подавляющих норм иранского общества. Он также столкнется с правым парламентом, который быстро исправит его ошибки, и в результате приложит все усилия, чтобы подчеркнуть политическое единство.

Двумя обнадеживающими признаками стали встреча бывшего президента-реформатора Мохаммада Хатами с Пезешкианом для обсуждения назначений, а также освобождение диссидента Маджида Таваколи из тюрьмы в ожидании пересмотра дела после его шестилетнего тюремного заключения. С другой стороны, революционный суд только что вынес смертный приговор Пахшану Азизи, курдскому политзаключенному, содержащемуся в тегеранской тюрьме Эвин.

Внутреннее и внешнее давление, с которым сталкивается новое правительство, было наглядно продемонстрировано в воскресенье. Климатический кризис и нехватка внутренних мощностей по производству электроэнергии стали очевидны, когда правительственные учреждения и банки закрылись из-за сильной жары. Температура во многих городах превысила 40 градусов.

Министерство иностранных дел Ирана предупредило Израиль не начинать войну против базирующегося в Ливане ополчения "Хезболла" после смертоносного удара по городу на оккупированных Голанских высотах. "Хезболла" отрицает, что это она совершила нападение, в результате которого погибли 11 молодых людей.

Пезешкиан направил письмо генеральному секретарю "Хезболлы" Хасану Насралле, в котором пообещал дальнейшую помощь.

Тем не менее, Пезешкиан в ходе короткой предвыборной кампании также настаивал на том, что Иран не может надеяться на достижение желаемого экономического роста без снятия санкций США и выхода из черного списка Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ), глобального органа по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег. Он утверждал, что связи с Россией и Китаем не могут компенсировать влияние санкций.

Это означает, что Ирану придется возобновить дипломатические отношения с Западом по поводу своей ядерной программы после того, как переговоры зашли в тупик более чем на год, отмечает The Guardian.

Элли Геранмайе, специалист по Ближнему Востоку в Европейском совете по международным отношениям, заявила, что выборы потребовали реакции Запада. Она заявила, что Германия, Франция и Великобритания “должны координировать свои действия с Вашингтоном и их арабскими союзниками, чтобы создать реальные пути для конкретной экономической помощи, но только в том случае, если Иран будет готов немедленно свернуть свою ядерную программу”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру