Осенью в Молдавии состоится референдум, в ходе которого жители ответят на вопрос: поддерживаете ли вы внесение изменений в Конституцию с целью присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу? Согласно данным различных опросов, более 50% граждан поддерживают европейский путь республики. Однако есть и те, кто намерен голосовать против евроинтеграции или бойкотировать референдум.
Большинство тех, кто выступает против присоединения к ЕС, проживают на территории непризнанного Приднестровья. «Лично я с искренним уважением отношусь к чужому выбору, - сказал лидер ПМР Вадим Красносельский в интервью ТАСС. - Решили интегрироваться в Евросоюз, заявят об этом граждане Молдовы - дай вам Бог, пусть все получится и пойдет на пользу вам и вашей стране. Приднестровье не меняло ни своих ориентиров, ни планов, ни ценностей и движется в выбранном направлении. Это и есть демократия. Та самая демократия, которую пропагандирует и Европа».
Он также подчеркнул, что любой разумный человек понимает, что три с половиной десятилетия раздельного проживания — это не семейная ссора: «Это две отдельно прожитые жизни. Выросли поколения представителей многонационального приднестровского народа и народа, проживающего в Молдове».
Вступит ли Кишинев в Евросоюз без Тирасполя, «МК» рассказал политолог Дмитрий Кисеев.
- Действительно ли так сильно отличаются жители правого и левого берегов Днестра, как говорит Красносельский?
- Каких-либо отличий нет. Но, конечно, есть несколько факторов, которые откладывают свой отпечаток. Прежде всего, это СМИ. Информационное поле Тирасполя направлено в сторону России, а в Молдове ситуация диаметрально противоположная. По этим причинам политические взгляды населения во многом разнятся. В Кишиневе часть жителей проевропейски настроена, в то время как 90% жителей Приднестровья смотрит в сторону России. Поэтому каких-либо отличий, кроме политических устремлений, тут нет.
Если брать состав национальностей, то население Приднестровья составляют молдаване, украинцы и русские. В Молдове национальный состав немного отличается - большинство составляют молдаване. Но это никак не отражается на общении между людьми и не создает никаких противоречий на бытовом уровне или в работе. То есть Тирасполь торгует с Кишинёвом, а Кишинев - с Тирасполем. Никаких противоречий фактически нет.
- Какие проблемы может решить евроинтеграция страны?
- Могу сказать, что пока что евроинтеграция добавляет больше проблем, потому что в любом случае есть определенные стандарты, которые затронут множество областей: от продукции до гражданских прав. С одной стороны — это хорошо, потому что заставляет государство тянуться к каким-то высоким стандартам. А с другой стороны, несет ряд проблем, поскольку этот процесс зачастую происходит искусственно: законодательство принимается, а вот правоприменительная практика за ним не поспевает. В результате появляются декларативные нормы, которые существуют на бумаге, но никто не знает, как их нужно применять.
- Можно ли провести евроинтеграцию без Приднестровья?
- В истории международного права были случаи, когда часть государства входила в какие-то союзы или блоки без другой своей части. Здесь можно вспомнить ситуацию с Кипром. Поэтому теоретически это возможно. Но надо понимать, что если Молдова вступает в ЕС без Приднестровья, то это будет обозначать фактически отказ от этих территорий. С отложенным статусом этот вопрос решить будет практически невозможно. На мой взгляд, молдавские политики не пойдут на этот шаг. Американские, европейские и молдавские политики будут всеми способами уговаривать Тирасполь на мягкий вариант вхождения в ЕС. Так что я не думаю, что страна будет входить в Евросоюз не в полном составе.
Но опять же, об этом говорить пока рано, потому что вступление Молдовы в ЕС — это пока вопрос даже не пяти лет. Поэтому, что произойдет за это время в отношениях Молдовы и Приднестровья, можно только догадываться. И конечно же многое будет зависеть от окончания военных конфликтов на Украине.