Взрыватель «Джоник» и деревня Саперная: в Подмосковье прошла тренировка инженеров

«Противник развивает средства минирования, и мы должны на это реагировать»

«Без нас – никто» - это девиз военных инженеров, саперов. В зоне боевых действий они идут впереди пехоты и техники, прокладывая путь в минных полях. В тылу очищают местность от неразорвавшихся снарядов. Работы много, и права на ошибку - нет. На днях корреспонденту «МК» показали, как готовят специалистов этой сложной профессии перед отправкой в зону боевых действий в учебном центре в Подмосковье.

«Противник развивает средства минирования, и мы должны на это реагировать»
ФОТО: Антон Алексеев

Случай в деревне «Саперная»

Очистка территории от мин - это работа целого подразделения. В одиночку не справиться. Возьмем, например, гуманитарное разминирование. На огромной площади может быть спрятана в разных местах «тихая смерть» - неразорвавшиеся снаряды, бомбы, мины. Для безопасности гражданских проверять нужно каждый метр.

Взрывоопасные предметы — разные. Может быть обычная противопехотная мина, а может — современная мина с хитрой электронной начинкой. Для таких одного миноискателя мало, нужны специальные средства поиска.

Еще и противник может поджидать неподалеку в засаде. Поэтому работают военные инженеры слаженной группой. Тренировку такой группы продемонстрировали в учебном центре на тактическом поле, имитирующем небольшую деревушку: мини-улица, частные домики вдоль дороги, здание почты, остановка, колодец, другие типичные для сельской местности постройками... Название деревушки соответствующее — Саперная.

Колонна выглядит так: впереди группы — сапер с искателем неконтактных взрывных устройств. Аппаратура помогает засечь электронные устройства - радиопередатчик, телефон, всё, с помощью чего можно привести в действие взрывное устройство.

Боец, как и его товарищи за ним, экипирован в «бронескафандр» - 30-килограммовый защитный костюм ОВР. Следом за ним — сапер-кинолог с немецкой овчаркой, нюх которой улавливает любой, даже отдаленный запах взрывчатки.

За ними - несколько саперов с традиционными миноискателями и щупами. Рядом две машины сопровождения - «Рысь» и САГР – специальный автомобиль группы разминирования для перевозки личного состава. Бронированная «Рысь» служит еще и укрытием для защиты от осколков, когда боеприпас уничтожают на месте, или в случае атаки неприятеля. У второй имеется отсек для транспортировки взрывоопасных предметов.

За действиями саперов внимательно наблюдает инструктор с позывным «Махмуд». Он же выполняет роль командира группы, которому докладывали обо всех взрывоопасных находках.

- Группа, пошли!..

И военные начинают движение вдоль неширокой дороги. Им предстоит осмотреть местность и обезвредить все, что удастся отыскать.

- Вижу вызрывоопасный предмет! - докладывает идущий впереди боец. Он увидел мину-растяжку.

Решение командира - подрыв стандартным в таких случаях способом - саперной «кошкой» (если вы видели фильмы про ниндзя, то да, выглядит она точно так же). Сапер зацепил растяжку. В это время остальной личный состав укрылся за «Рысью». Веревку - на себя, и тут же раздаются хлопки имитационного заряда...

Бойцы за время тренировки обезвредили еще несколько таких боеприпасов. Во время очередного разминирования из кустов выскочил «условный диверсант». Бойцы среагировали мгновенно: часть заняла позицию за «Рысью», часть - за ближайшими укрытиями. Отстреливались до тех пор, пока в кустах не затихло.

Больше эксцессов не было. Все сконцентрировались на работе. Еще одну растяжку нашли прямо на входе в дом.

ФОТО: Антон Алексеев

Позже «Махмуд» так описал ситуацию:

- Сапер обнаружил явный признак того, что дверь была заминирована при помощи растяжки. Доложил мне. Группа спряталась в укрытии. Дверь сдернули «кошкой» - растяжка сработала. Можно заходить внутрь, но осторожно – вдруг там еще «сюрпризы»...

- А какие «сюрпризы» могут быть, если ловушка уже обезврежена?

- Противник использует много изощренных методов минирования, особенно в населенных пунктах. Боеприпасов может быть несколько, в разных местах. Иногда они объединены одной сетью – взорвал один, сработает и другой, - рассказывает инструктор. К слову, эти знания и опыт он привез с собой из зоны СВО, где долгое время работал сапером.

Еще ВСУ используют новые опасные взрыватели «Джоник», от которых вообще можно ожидать чего угодно: они способны срабатывать при подходе человека, реагируют на движение, даже на наклон. Чаще всего с «Джониками» не церемонятся – если предмет вызывает подозрения, его подрывают с расстояния или расстреливают из автомата.

- Опыт СВО показал, что противник развивает средства минирования, и мы должны своевременно на это реагировать. Что мы и делаем, когда учимся новым подходам, - подытожил инструктор.

Роботизированный миноходец

После того как отработали военные, тренировку устроили и для робота-сапера «Уран-6». Это внушительных размеров беспилотная машина, которая обезвреживает мины методом траления – не жалея своей брони, она проходит прямо по минам, цепляя тралом все, что попадется на пути, в том числе и взрывоопасные предметы.

…Пыль столбом, лязг гусениц, свист взорванных учебных боеприпасов. Оператор, с массивным блоком питания за спиной, спокойно и внимательно смотрит в консоль управления, напоминающую портативную игровую приставку.

- В принципе, управлять им не трудно. Напоминает машинку на радиоуправлении, только значительно массивнее и габариты другие, - говорит оператор с позывным «Гиря».

По его словам, робот в саперном деле – средство необходимое. Их использование позволяет сохранить жизнь личному составу. Оператор работает дистанционно – от машины он может находиться на расстоянии до километра.

Такой «Уран» с легкостью уничтожает противопехотные мины весом до килограмма, при других «обвесах» - пройдет и по противотанковым минам. В основном роботы этого типа используются в городских условиях для гуманитарного разминирования местности.

Дом с «сюрпризами»

Есть в учебном центре занимательный учебный кабинет. Это трехкомнатная квартира, на вид довольно уютная, отдающая чем-то советским. Садишься в мягкое кресло у входа в коридор, вытягиваешь ноги и осматриваешься. Вот обжитая кухня с разными бытовыми приборами, вроде печки, микроволновки, чайника. Вот вход в санузел, в котором, видно, недавно прибрались. Правая дверь – в зал, где чья-то семья собирается вечером посмотреть телевизор. Словом, тишь и благодать...

Но, увы, предназначение у этой квартиры совсем другое. Все тут «заминировано». И кресло, на которое так и хочется сесть, и микроволновка с чайником, и даже мелочи вроде портсигара.

На этом учебном месте военным наглядно рассказывают, что опасность взрыва может поджидать где угодно. Опыт боевых действий уже давно показал, что неонацисты делают все, чтобы нанести как можно больший вред, и не важно – военному человеку или гражданскому.

Лежит, например, на серванте пара банкнот. Возьмешь их, и как говорится, «жадность фраера сгубила» - под ними срабатывает заряд. В этой квартире, конечно же, заряд учебный, и вместо взрыва прозвучит неприятный писк. Так практически везде: взял печенье – взрыв, включил чайник – взрыв.

На первый взгляд это кажется забавным, однако на деле становится страшно, когда понимаешь, что опасность поджидает на каждом шагу. И с этим нашим саперам приходится работать ежедневно.

Рассказывают, что начиненная взрывчаткой микроволновка при срабатывании вообще может «положить» целое отделение…

Потому-то и решили устроить такой «музей» в учебном центре, чтобы обучаемые знали, что лучше обходить стороной все, что так и хочется взять в руки. «Предупрежден - значит вооружен».

Четвероногие миноискатели

На базе учебного центра готовят и военных кинологов. Казалось бы, зачем, когда на вооружении саперов и роботизированные комплексы, и современные миноискатели?

- Собаку у нас называют «совершенством техники», потому что ее нельзя обмануть. Нет таких взрывчатых веществ, которые своим запахом обдурили бы их профессиональный нюх, - говорит инструктор Виктор.

ФОТО: Антон Алексеев

По его словам, миноискатель может ошибиться, например, если взрывчатка находится в пластике. Собачье чутье же способно распознать частицы запаха, даже если боеприпас в вакуумной упаковке. При должной подготовке, конечно же - чем в центре и занимаются.

Подготовка минно-разыскных расчетов здесь разделена на две важные составляющие: физическое развитие собаки и выработка послушания, а также непосредственно занятия по специальности. Физподготовка – основа, которой уделяют внимание ежедневно. Для этого расчеты занимаются на полосе препятствий.

Занятия по специальности - это выработка рефлексов по определению нужных запахов. Так собаки и находят опасные предметы, в составе которых есть взрывчатые вещества, или те или иные химические вещества, например, гексоген или тротил.

- Нужно еще и приучить собаку правильно подавать сигналы, где именно находится взрывоопасный предмет, чтобы определить его габариты, - добавляет кинолог.

Важнейшая составляющая – контакт между вожатым и собакой. И здесь есть довольно интересный психологический момент: оба должны быть схожи по характеру, чтобы добиться рабочего симбиоза.

А еще вожатому стоит следить за настроением напарника, потому что эффективность работы собаки напрямую зависит от тона команд хозяина. Если тот, давеча шустрый и бодрый, внезапно взгрустнул, то хвостатый напарник тоже вряд ли ринется по полосе препятствий, вывесив язык, а скорее, станет канючить.  

- Молодец, мой хороший! – хвалит своего пса Вагнера военный с позывным «Пересвет». - Послушно прошел всю полосу. А вообще с ним, конечно, не соскучишься. На месте не сидит, очень активный. Как я.

Как правило «на пенсию» собаки уходят через восемь лет службы. Чаще всего тогда вожатые оставляют их себе – сложно представить себе жизнь без верного спутника, с которым выполнял боевые задачи. Во время службы содержат собак вожатые достойно, как своих питомцев: правильный рацион и регулярная физподготовка, прогулки, вычесывания, игры.

В основном такие расчеты работают в гуманитарном разминировании, однако бывает, что выполнять задачи приходится и на передке. Вожатые всегда переживают за своих четвероногих напарников.

- Мы, работая за «ленточкой», были друг другу опорой. Но знаете, всегда сосет под ложечкой, когда на задании твоя собака всюду лазает, обнюхивает. Вдруг, например, не заметит растяжку… - задумчиво признается Виктор. – Но мой Урса настоящий молодец, куда попало не лезет. С ним мы обезвредили десятки боеприпасов. Профессионал, что тут скажешь...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29329 от 31 июля 2024

Заголовок в газете: Взрыватель «Джоник» и деревня саперная

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру