Адмирал Сергей Авакянц рассказал, каким должен быть военный моряк

«Это не служба, это служение»

28 июля страна отметит День Военно-морского флота России. Какой он, сегодняшний военный моряк? Каким требованиям должен отвечать? На каком этапе развития находится ВМФ? На эти и другие вопросы «МК» ответил бывший командующий Тихоокеанским флотом, директор Института мировой военной экономики и стратегии ВШЭ адмирал Сергей Авакянц.

«Это не служба, это служение»

— Сергей Иосифович, что День ВМФ означает лично для вас?

— День Военно-морского флота не только для меня, для всех военных моряков главный праздник в жизни. Важнее только 9 Мая — День Победы. Да, есть нежный, лиричный праздник 8 Марта, есть более теплый, семейный праздник — Новый год. А День ВМФ для экипажей, которые в море, — очень своеобразный праздник, можно сказать, празднично-рабочий день.

— Какие вы чувства испытываете в этот день?

— Конечно, волнение есть, трепет. Потому что это большая часть жизни, с этим очень много связано. Поэтому этот день не может не вызывать волнение.

— Вам приходилось встречать День ВМФ в морском походе?

— Особенно запоминаются праздники, которые встречаешь в походе, на палубе корабля. Это особые дни, особый режим работы. Походная жизнь продолжается, корабельный состав несет вахты, поддерживается боевая готовность, проводятся боевые учения, но в то же время командир корабля старается разнообразить службу, чтобы этот день запомнился. Зачитываются поздравления от главкома, министра обороны. По возможности проводится праздничный концерт силами самодеятельности, готовится праздничный обед, проводятся спортивные соревнования. Конечно, если погода позволяет в этот день, нет шторма или не поступила какая-то боевая задача. В то же время в любой момент весь экипаж готов по боевой тревоге приступить к выполнению боевой задачи по назначению.

— Праздничный обед у военных моряков, что это такое?

— Это приготовление, допустим, праздничного торта. Это может быть конкурс на приготовление лучшего национального блюда. На корабле обычно служат представители многих национальностей и народов нашей страны. Всё из подручных материалов, из тех продуктов, которые есть на корабле. Здесь уже включается фантазия, инициатива.

— Лично вы как выбрали флотскую службу?

— Наверное, это следствие того, что мой отец в семнадцать лет в 1951 году поступил в Каспийское высшее военно-морское училище. Прошли годы, и вот моя мама привезла меня трехмесячного в Севастополь, где отец служил уже старшим лейтенантом Черноморского флота. Потом жизнь в Севастополе до 22 лет, до выпуска из Высшего военно-морского Черноморского училища имени Павла Степановича Нахимова.

Севастополь — это город, каждый метр которого живая история. Он весь пронизан историей Российского военно-морского флота, героизмом русских моряков. Там просто невозможно не выбрать эту профессию. Примерно с пяти лет я уже знал, что буду военным моряком. И не жалею о выборе.

— Какими качествами должен обладать человек, выбравший профессию военного моряка?

— Морская служба — особая. Это даже не служба, а служение. Это не красная дорожка на каком-нибудь фестивале, а очень тяжелый каменистый путь, тернистый, с ухабами, ямами, выбоинами. Человек, который посвятил себя морскому делу, должен быть готов жертвовать очень многим, должен быть готов к самопожертвованию. Должен беззаветно любить море, морскую службу, быть влюбленным в это и никогда не изменять выбранному делу. Получать восторг, быть счастливым, находясь на палубе своего корабля в море при выполнении задач, в океане, встречая морской рассвет.

Это особое состояние души, особая готовность к определенному образу жизни. Не каждый человек к этому склонен, и не каждый человек может. Но это не умаляет профессиональный выбор других людей. Я с уважением отношусь к любому труду. Каждый может реализоваться в своем деле, это самое главное в жизни. Но если ты выбрал именно морскую службу, морское дело, то ты должен обладать, конечно, определенными качествами. Иначе ты не сможешь пронести эту ношу до конца своей жизни.

— А бывают случаи, когда человек, выбрав профессию военного моряка и ощутив все ее трудности, говорит: нет, это не мое?

— Выдерживает, конечно, не каждый. Поступают в училище примерно в 17 лет. Юноша может ошибиться. Его могут привлечь красивая морская форма, романтика. А потом начинаются такие серые, очень тяжелые, изнурительные будни. Поэтому отсев бывает большой.

В нашем военно-морском училище, например, за пять лет учебы отсев среди курсантов по разным причинам составлял примерно 25–30%. А потом в течение первых лет службы офицером также идет отсев.

Надо понимать, что служба на флоте подразделяется на корабельную службу, так называемый плавсостав, и на службу в береговых частях, в штабах. Моряки по крови, по духу идут дальше, становятся командирами кораблей. Они до конца посвящают себя этому делу. Ну а кто-то находит себя в других направлениях военно-морской службы — например, в науке, в воспитании и обучении будущих моряков, преподавательской деятельности, в конструкторской работе.

— Лично у вас были трудности, которые пришлось преодолевать?

— Было. Дело в том, что в детстве меня укачивало. Для моряка это вообще черта, которая может привести к полной профессиональной непригодности. И мой отец, который знал очень хорошо морскую службу (он дослужился до капитана 1 ранга, недавно его не стало, ушел в возрасте 90 лет), отговаривал меня идти по этой стезе именно потому, что меня укачивало на воде.

Кстати, известный факт: адмирал Нельсон тоже качку с трудом переносил. Есть легенда, что на мостике его флагманского корабля всегда находилось «ведро адмирала Нельсона». Вот и мне первое время флотской службы приходилось с этим бороться. Я не сдавался и победил эту особенность организма. Как бы «прикачался» к морю, привык к волне и избавился от этого синдрома. Но вначале опасение, справлюсь или не справлюсь, выдержу или не выдержу, у меня было.

— Российский ВМФ сегодня. Как бы вы его охарактеризовали?

— Как вы знаете, нашему флоту больше трехсот лет. При этом я бы характеризовал его как флот, который переживает молодость. Причем молодость, возрождение во всем — новые корабли, новая техника, новое поколение офицеров и матросов. Совершенно другие молодые люди, с умными глазами, совершенно другим уровнем образования, мотивированные. Это касается не только офицерского состава, но и матросов. И это очень важно.

Раньше тоже были романтики, высочайшие профессионалы своего дела. Но в то же время, как вы знаете, матросы служили по призыву. Среди младшего звена не всегда были люди, влюбленные в морскую службу. Они просто шли на корабли выполнять свой долг.

Сейчас такого нет. В основном весь плавсостав, корабельный состав — это профессионалы, контрактники, что очень правильно. Люди осознанно выбрали профессию, образ жизни и идут по этому пути. Очень важный фактор. Уровень образования другой. Молодежь совершенно другая, очень хорошая.

Сейчас идет смена корабельного состава, обновляется техника. То есть флот как бы рождается заново. Это замечательное время.

— Вы молодежь хвалите, а многие, наоборот, ругают...

— Молодежь всегда не удовлетворяет требованиям старшего поколения. Так было и в 1230 году, так будет и в 2030-м. Это объективный процесс. Есть шутка, что старики недовольны молодыми в том числе за то, что они не совершили тех ошибок, которые совершило старшее поколение и которые называют опытом.

— Можете сравнить наш флот с флотами других морских держав?

— Сравнивать с Европой не хочу, потому что конец Европы не за горами, если она и дальше пойдет по прежнему пути. Это касается всех сторон жизни, в том числе и военно-морских сил.

Сравнивать можно с ВМС таких стран, как США, Китай, Япония, Южная Корея. Они наиболее перспективные, бурно развиваются, наиболее профессиональные.

С точки зрения профессионализма наш флот ничуть не уступает нашим оппонентам и нашим партнерам-друзьям. Мы уступаем ВМС США и ВМС Китая в количестве кораблей — надводных, подводных, в количестве самолетов и вертолетов морской авиации. Но это решаемая проблема.

По уровню техники, технологического развития мы в основном сравнялись. А по некоторым параметрам опережаем потенциальных противников. Например, у нас появились подлодки следующего поколения. По тактико-техническим характеристикам этих атомных субмарин мы впереди.

У нас хорошая техника, хорошие корабли, есть перспективы роста, хороший профессионализм офицерского состава и экипажей кораблей. Мы получили ряд новых технологий, допустим, систему «Посейдон». Есть гиперзвуковое высокоточное оружие, которое значительно опережает по своим параметрам аналоги, которые имеются на вооружении ВМС США. Даже имеем те образцы, которых у них нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

— А еще какие достижения у нашего флота?

— По поводу достижений расскажу такую историю. Когда я пришел командующим на Тихоокеанский флот, то получил приглашение (это был то ли 2009-й, то ли 2010 год) от командования оперативного флота США на Тихом океане на одно из их мероприятий. Так вот там меня представили как командующего «российским прибрежным флотом». Это было такое скрытое, интеллигентное военно-морское хамство. Сейчас они такого себе не позволяют.

Самое главное достижение в том, что за последнее десятилетие наш флот снова стал океанским. Мы вышли в Мировой океан, и мы проводим уже учения непосредственно вблизи морских баз США. То есть мы оторвались от своего берега и выполняем задачи в самых отдаленных районах Мирового океана, вблизи побережья Великобритании, США, вблизи их главных военно-морских баз.

— Каковы задачи нашего ВМФ с точки зрения обеспечения национальной безопасности?

— К сожалению, наверное, в связи с огромной территорией, которую занимает наша страна, у некоторой части людей, в том числе облеченных властью, есть предубеждение, что страна у нас континентальная, и сухопутная составляющая Вооруженных сил должна превалировать над ВМФ. Считаю это глубокой ошибкой.

Россия омывается водами трех океанов. Для нас очень важны прилегающий шельф и прилегающая морская экономическая зона, потому что там можно добывать полезные ископаемые уже в глобальных размерах. Перспективный регион — Северный Ледовитый океан. Это практически неиссякаемый источник ресурсов — минеральных, рыбных. Северный морской путь становится наиболее перспективным мировым транспортным морским путем.

Задача ВМФ России — обеспечить безопасность огромных морских границ, через которые в том числе враг может наносить удары по глубинным районам нашей страны, по мощным экономическим центрам и центрам управления. Нужна защита морских рубежей от ударов противника с моря. Второе — защита экономической деятельности в близлежащих морях. Третье — защита важнейших коммуникаций, имеющих международное значение, контроль проливных зон. И, наконец, задача ВМФ — проецирование нашей силы в глобальном масштабе в целях сдерживания потенциального противника от возможных недружественных шагов и агрессии по отношению к нашей стране.

— Как моряки в дальних морских походах справляются со стрессом?

— Это не то чтобы стресс. В конце концов это военные моряки, а не нежные барышни, которые могут впасть в депрессию. Это скорее психологическая и физическая усталость, характерная для плавсостава, который в течение 8–9 месяцев выполняет задачи в море.

Надо понимать, что это в основном молодые здоровые люди. И они находятся в длительном отрыве от своих родных, близких, от своих любимых женщин, жен, детей и т.д. Есть такая тяжелая психологическая нагрузка.

Сейчас, правда, стало немножко полегче — есть связь. В годы моей молодости связи с родными вообще не было. Мы выходили на полгода, на девять месяцев и оставляли семьи. Ждали писем как манны небесной. Письма приходили с попутными кораблями, судами раз в месяц.

И вот ждешь, ждешь этого письма. А если оно по какой-то причине задержалось, уже переживаешь: что случилось? Информации никакой нет. Это психологическое напряжение. Оно снимается напряженной работой.

То есть ты должен себя загрузить по полной, должен быть все время в службе. Это раз. Второе — ты должен заниматься спортом даже в условиях корабля, во время выхода в море. То есть давать себе физические нагрузки как можно больше.

И еще — как можно больше читать в свободное время. Должен развиваться, постоянно тренировать свой мозг. Нагружать себя интеллектуально и физически непрерывно.

Этими дополнительными нагрузками ты снимаешь так называемый стресс и сокращаешь время для всяческих переживаний. У тебя просто не остается времени для того, чтобы «страдать и переживать».

— Что бы вы пожелали ребятам, которые собираются служить на флоте?

— Не ошибиться в выборе. Я еще раз скажу: это служение, это не служба, не работа. Это на всю жизнь. И очень тяжелый путь. Это должен быть серьезный осознанный выбор. Надо задать себе вопрос: ты готов идти по этому пути до конца?

Будут сложности, трудности, надо будет чем-то жертвовать. Ты готов идти на эти жертвы ради своего выбора или нет? Если ты на все это готов и если тебе хватит физических, моральных, психологических сил, то тогда надо идти.

Военный моряк — это человек, который должен быть очень честным, прямым и порядочным. И должен быть готов к самопожертвованию ради своего дела, ради своего корабля, ради своего экипажа. Вот если ты на все это готов, тогда ты не ошибся в своем выборе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29326 от 26 июля 2024

Заголовок в газете: «Это не служба, это служение»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру