Учения были направлены, по словам министра обороны Армении Сурена Папикяна, на «повышение оперативной совместимости во время международных миротворческих миссий и операциях по сохранению стабильности».
Этими действиями Ереван пытается совместить несовместимое – участие в двух фактически противоборствующих военных альянсах - НАТО и ОДКБ. Почему армянские власти пошли на такой шаг, имея давние и тесные партнерские отношения с Москвой и блоком ОДКБ, – вопрос открытый.
С одной стороны, армянское правительство затаило обиду на Кремль в связи с тем, что миротворческие силы РФ в Карабахе сохранили нейтралитет в конфликте 2020 года и защищали только международно признанные границы Армении от вторжения, как и прописано в документах ОДКБ. А с другой – Россия как была, так и остается основным торговым партнером Армении.
На данный момент точно неизвестно, как много военных принимали участие в этих учениях. Но это точно сравнительно небольшие количества подразделений с обеих сторон – каких-либо масштабных передвижений техники или масштабных учений спутники не засекли. Из этого следует, что на данном этапе речь больше идет не про реальные учения и обмен опытом, а про символизм и отображение поиска альтернативных союзников Кремлю – своему давнему партнеру как по ЕАЭС, так и по ОДКБ.
«Месседж» Армении был сразу же критически воспринят в Москве: по словам официального представителя МИД Марии Захаровой, через подобные тренировочные программы Еревану навязывают натовские стандарты вооруженных сил, что приведет к получению дополнительных рычагов влияния на внутреннюю и внешнюю политику Армении.
«Может, и не нынешним властям Армении, но платить за помощь все равно придется. Вам помогут с принятием решений, но будут использовать вашу территорию, ресурсы и возможности, без учета ваших же интересов», - сказала она.
Последствия подобных учений могут повлиять на хрупкий баланс, который сейчас сохраняется на Кавказе. Помимо Карабахской войны в регионе полгода назад вспыхнул конфликт между Израилем и Ираном – соседом и важным торговым партнером Армении. Отношения между Арменией и Турцией также остаются достаточно напряженными.
Этот «клубок» из разносторонней политики может оказаться слишком запутанным и привести к очередной эскалации «зависших» конфликтов в регионе. А многие действия, например, попытка работы с двумя противоборствующими альянсами, могут привести к тому, что Армения не станет полноправным членом ни одного из них.