Вопрос не праздный, если учесть, что США обладают самым мощным ядерным арсеналом (более трех тысяч ядерных зарядов), а сам Байден не всегда адекватно ведет себя на публике. Вдруг как перепутает кнопки и нажмет «красную»? Вот что на этот счет сказал «МК» научный руководитель Института мировой военной экономики и стратегии НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Тренин.
- Дмитрий Витальевич, насколько отлажен в США механизм применения ядерного оружия? Какова в этой система роль президента?
- США первыми в мире создали, испытали и применили ядерное оружие. Порядок применения ядерного оружия и соответствующий механизм были впервые разработаны в 1945 году и с тех пор постоянно модернизировались с учётом международно-политических и технологических изменений.
Президент США наделён полномочиями принимать решение о применении ядерного оружия, выбирать цели и способы для такого применения. Где бы ни находился американский президент, у него всегда под рукой так называемый ядерный чемоданчик, содержащий средства (в том числе коды), с помощью которых он может отдать приказ о применении ядерного оружия.
Своё решение президент основывает в том числе на советах, которые он получает от министра обороны и председателя комитета начальников штабов (КНШ) Вооружённых сил США - аналога генерального штаба.
- Кто в конечном итоге отдает команду на пуск баллистических ракет?
- Приказ президента передаётся по команде дежурной смене на командных пунктах межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, а также экипажам самолётов стратегической авиации. При этом функционирует система, призванная гарантировать от случайного или несанкционированного пуска ракет.
- Есть ли в США система защиты на случай, условно говоря, ошибочного нажатия «красной кнопки» не совсем дееспособным президентом? Кто в США выступает в роли такого «предохранителя»?
- В Конституции США есть поправка, предусматривающая отстранение президента от должности в связи с его недееспособностью. Так называемый ядерный чемоданчик существует в нескольких экземплярах. Второй находится у вице-президента, а третий - у «дежурного преемника».
Во времена президентства Дональда Трампа, например, таким «дежурным» выступал министр обороны Джеймс Мэтттис. Лишения президента ядерных полномочий без официального признания его недееспособным не предусмотрено, хотя при Трампе были призывы лишить его права отдавать приказ о применении ядерного оружия.
В принципе, в чрезвычайной ситуации возможность выступить в качестве неформального и неконституционного предохранителя имеется у министра обороны и/или председателя комитета начальников штабов Вооружённых сил США.