Африканский поход России: многополярность на Черном континенте

Из 54 африканских стран только 14 приняли участие в швейцарской конференции по Украине, и только 10 из них подписали итоговое коммюнике

Многие из нас знакомы с Африкой только по стихам Николая Гумилева. Но сейчас происходит второе открытие этого континента как торгового и политического партнера. За прошедший год после саммита «Россия – Африка» в наших отношениях появились основательность и размеренность: разработаны стратегии, планы и дорожные карты.

Из 54 африканских стран только 14 приняли участие в швейцарской конференции по Украине, и только 10 из них подписали итоговое коммюнике

Теперь на ежегодной основе планируется проводить министерскую конференцию «Россия – Африка». А саммиты на высшем уровне, несмотря на все сложности, удалось превратить в регулярные мероприятия. «Африканская проблематика занимает особое место в дискуссиях нашего правительства: в сфере образования, здравоохранения, энергетики, инвестиций. Была принята дорожная карта сотрудничества, она включает 215 пунктов конкретных позиций в ответ на запрос самих африканцев», - говорит посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России, руководитель секретариата «Форума партнерства Россия – Африка» Олег Озеров.

Значительно изменился круг основных российских действующих лиц в Африке, перечень привилегированных партнёров России в регионе расширился, а вклад России в суверенитет и развитие африканских стран стал более осязаемым. И.о. руководителя Русского дома в Танзании Дарья Ильенко рассказала: «В Дар-эс-Саламе мы ведем свою работу в течение тридцати лет. Русских домов на африканском континенте пока восемь. Все эти представительства являются государственными. Основные задачи: поддержка соотечественников, укрепление позиций русского языка, продвижение российской науки, культуры и образования, которое является основой развития российских интересов в Африке. В Танзании образование является одним из главных факторов сотрудничества с Россией». И мы используем эту ситуацию для наращивания кооперации с этой африканской страной. Так количество квот на высшее образование для жителей Танзании в России выросло в 6 раз. Интерес к российскому образованию интенсивно растёт — конкурс составляет шесть человек на место. Программная инженерия и медицинское дело — самые популярные направления. «Русский дом также уделяет внимание повышению квалификации молодых специалистов. В Африке есть стабильный интерес к русскому языку для профессионального, социального и экономического роста».

Из первичного хаоса, разноголосицы и конкурирующих инициатив постепенно выкристаллизовывается система российско-африканских отношений. Политические импульсы всё более органично подкрепляют усилия, предпринимаемые на разных направлениях разными игроками. «Происходит дистанцирование Африканского континента от западных ценностных установок. На Западе пытаются оказывать экономическое давление на африканские страны с целью навязать странам Африки отказ от традиционных ценностей. Это усиливает недоверие к западной политике со стороны африканцев», - считает Олег Озеров. «Африка — не самый мощный регион, у нас не так много денежных средств, очень многое нам навязывали. Мы предпринимаем усилия, чтобы настаивать на своём», - говорит кандидат наук, исследователь в Институте глобального диалога при UNISA (IGD) Мекатекисо Кубаи.

Но остаётся пространство для дальнейшей увязки политических и экономических интересов России в регионе – до сих пор развитие политического диалога с отдельными странами опережает экономическую составляющую. «В этом году состоялись встречи на высшем уровне с Гвинеей-Бисау, Зимбабве, Республикой Конго, Чадом. Это даёт надежду на продолжение политического диалога», - уверен Олег Озеров. – «Попытка использовать украинский кризис для ухудшения отношений между Россией и африканскими странами противоречит национальным интересам африканских стран. Африканцы прекрасно понимают, что за этим стоит». «Несмотря на давление, которое на нас оказывают, мы выбираем Россию как партнёра для нашего развития, чтобы действовать в наших интересах», - делится своим видением проблемы Мекатекисо Кубаи, - «Африка принимает ответственное решение работать с Россией. Она хочет работать и с другими партнёрами, не ввязываясь в политические игры». Действительно, из 54 африканских стран только 14 приняли участие в швейцарской конференции по Украине, и только 10 из них подписали итоговое коммюнике.

Однако в 2024 году даже противники больше не называют подход России к Африке бессистемным или оппортунистическим. Москва не упускает возможности, которые возникают благодаря ошибкам и просчётам её соперников в регионе, при этом отдельные истории успеха дополняются системой контактов, основанных на общем видении будущего.

Укрепление позиций России создает новые возможности для Африки, и наоборот: мы не конкурируем друг с другом и нужны друг другу сильными, стабильными и независимыми. Ещё важнее – общее видение будущего, в котором экономические свободы и глобализация торговли должны соседствовать с многоголосием ценностей и политических систем, цивилизаций. Это основа нашего сотрудничества в XXI веке.

И.о. директора Центра африканских исследований МГИМО Майя Никольская рассказывает, что, например, Танзания «стремится к удалённости от всех лагерей, которые пытаются притянуть ее к себе. Это очень важно в современном мире и открывает широкие перспективы для партнёрства и для российского бизнеса, который пытается зайти в Африку с позитивной повесткой. Мы видим движение России и российского капитала навстречу в агропромышленной сфере, так как Танзания в первую очередь аграрная страна. Она, по экспертным оценкам, имеет возможность выйти на самообеспечение продовольствием (наряду с Эфиопией и Нигерией)». Также в Африке сейчас идет индустриализация по легкой модели, и это очень хорошая возможность для российских инвесторов.

На повестке дня стоит систематизация направлений активного сотрудничества с наиболее дружественными России странами, которая необходима и для того, чтобы придать новым партнёрствам устойчивость. Ключевой фактор – это политический диалог между Россией и африканскими странами через год после Петербургского саммита. На его развитие оказало значимое влияние расширение БРИКС, когда плюс к ЮАР еще два африканских государства – Египет и Эфиопия – стали членами БРИКС. Тем самым африканские страны получили дополнительное представительство в ключевой структуре, определяющей общие принципы стран Глобального Юга к мировой политике и экономике. «Африка выиграет от реформирования международных институтов», - считает Мекатекисо Кубаи . "Африканцы очень хорошо понимают, что происходит вокруг Украины, и не желают вмешиваться в этот конфликт даже под давлением. Запад утратил свой авторитет, -говорит профессор политологии Каирского университета, член Египетского совета по международным делам Нурхан Эль-Шейх. – «Нам нужно сконцентрировать внимание на экономическом сотрудничестве. Мы добились много и сделали важные шаги, но мы ещё не пришли к той точке, которая удовлетворяла бы и Африку, и Россию. Нам нужно прилагать больше усилий и увеличивать объёмы торговли. Пришло время продвигать идеи и претворять в жизнь инициативы по торговле в национальных валютах. У России есть все ресурсы для этого». Так же она считает важным аспектом взаимоотношений России и Африки сферу культуры: «Культура и искусство играют важнейшую роль: это прекрасный способ показать людям то, что происходит. Возможно, нам нужен специальный телеканал, где мы могли бы смотреть русское кино и передачи об истории, чтобы русская культура пришла в каждый дом в Африке. Было бы здорово, если бы это было в открытом доступе».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру