Генерал Попов пообещал «массу сюрпризов»» пилотам истребителей F-16 на Украине

«Самолёт очень капризный в обслуживании»

ВСУ ждут появления истребителей F-16 для того, чтобы начать контрнаступление на Харьковском направлении в конце августа. Противник возлагает на этот самолет большие надежды, планируя приструнить нашу фронтовую авиацию, которая не просто доминирует на фронте, а наносит невосполнимый урон ВСУ планирующими бомбами.

Между тем к встрече натовских самолетов приготовилась наша ПВО. В ход пошло материальное стимулирование: за первый сбитый иностранный самолет обещаны 15 миллионов рублей.

По словам военного эксперта, заслуженного военного лётчика РФ генерал-майора в отставке Владимира Попова, пилотам за штурвалом F-16 остается только посочувствовать: на самолеты начнется настоящая охота. Хваленые натовские истребители на потрепанных нашими ракетами украинских аэродромах, похоже, ждет масса неприятных сюрпризов.

«Самолёт очень капризный в обслуживании»

Противник находится на низком старте и готовится уже в ближайшее время принять долгожданные истребители F-16. Эти самолеты, по мнению некоторых военных экскретов, нужны ему для того, чтобы блокировать вылеты нашей фронтовой авиации с планирующими бомбами, которые наводят шороху на Харьковском и других направлениях. Говорят, что количество переданных Киеву истребителей может оказаться значительно больше, чем заявлено.

Между тем, в России объявлена награда в 15 млн рублей за первый сбитый самолет. В соцсетях тут же появились шутки: мол, за такие деньги украинские летчики перегонят истребители в Россию, да еще с натовским инструктором в кабине.

Заслуженный военный летчик Владимир Попов, в свое время командовавший бомбардировочным авиационным полком, не уверен, что Украина вот-вот начнет использовать истребители НАТО.

- Действительно, прошла информация о том, что F-16 якобы уже перебрасываются на Украину. Думаю, это рекламный «разогрев» перед прибытием истребителей на Украину. В лучшем случае, они там появятся в середине августа. Но не исключаю даже, что в октябре.

- Почему так долго?

- Потому что летчикам нужно будет еще отработать кое-какие маневры на своих полигонах, боевое применение. В противном случае очень сложно приступать к боевой работе сразу после переучивания. Тем более, что оно было связано с языковым барьером, а это совершенно иная психологическая картина. Можно даже работать с переводчиком, но у летчика не будет необходимой уверенности в физике и аэродинамике полета. Это будет являться определенным тормозом, который может сказаться в боевых вылетах, особенно при условии нештатных ситуаций.

- Владимир Александрович, до сих пор нет ясной картины - сколько самолетов могут дать Украине.

- Не так просто перебазировать на Украину хотя бы 8-12 самолетов. Потому что украинские аэродромы последние три-четыре месяца подвергались интенсивному воздействию наших ракетных войск, дальней и фронтовой авиации. Мы достали практически все украинские аэродромы, некоторые из них, например, Староконстантинов, уже стали притчей во языцех. В итоге западные аэродромы Украины критически не готовы принять самолеты. Но противник все равно будет стараться это сделать.... Я не совсем понимаю, как они собираются идти в контрнаступление с самолетной эскадрильей? Даже если больше дадут, этого все равно не хватит. У нас дивизии воюют, вот в чём дело.

- Что мы можем сделать, чтобы у противника не осталось возможностей принять иностранные самолеты?

- С определённой периодичностью наносить повторные удары. Тактическая школа применения авиации говорит, что первоочередные удары наносятся именно по аэродромам противника. Эта цель, как и командные пункты, системы ПВО, являются приоритетными в любых боевых столкновениях. Необходимо не только «ослепить противника», но и физически наносить удары с периодичностью хотя бы 3-5 раз в неделю или в две недели. Такие возможности есть. Это будет создавать нервную обстановку, вселять неуверенность в личный состав ВВС Украины на авиационных базах. 

Физически тяжело восстанавливать аэродромы. Если на полосу или стоянку два-три раза ударят «Кинжал», Х-47, Х-101 или «Искандеры», это уже становится для противника серьезной головной болью. Конечно, у него есть запасы щебня, чтобы засыпать воронки, а потом положить асфальт, но все имеет свойство заканчиваться. В результате боеготовность аэродромов ВСУ находится в напряжённом состоянии, если не в критическом.

- Как вы считаете, на психологическое состояние летчиков ВСУ может повлиять информация о том, что на них объявлена охота и за самолет обещают 15 млн рублей?

- Безусловно, правильный ход, это станет дополнительным психологическим давлением. С нашей стороны на истребители будут охотиться зенитчики, истребители. Да, даже сухопутчики будут сидеть в окопах с переносными зенитными комплексами «Стрела», чтобы сбить первый F-16... Как говорили раньше, начнется соцсоревнование. Думаю, будет лавина огня, и F-16 вряд ли сможет подлететь ближе 25-30 километров от линии соприкосновения. Но все равно, надо настраиваться на то, что это техника, хотя и старая, но достаточно серьёзная.

- Что конкретно хромает у этих машин?

- У этих самолетов очень слабенькие радиолокационная станция прицельного-навигационного комплекса для запуска ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Если американцы заявляют, что их новые истребители F-35 пускают ракеты на удаление 150-200 км, то самолеты, которые передадут Украине, максимум - на 60 км. Как видите, параметры в разы меньше. Я даже слышал отзыв об этом самолете: пересесть на старый F-16 то же самое, что поменять смартфон на кнопочный телефон.

- А что с маневренностью у этой машины?

- Это лёгкий истребитель, который сопоставим с нашим МиГ-29. Но у него, как у возрастной машины, очень много ограничений по пилотированию. Считается, что эта машина может совершать маневры с перегрузками до 6–9 единиц. Но я думаю, что больше 6 единиц этот самолет не сможет выдержать, это будет для него критично. Если при маневрировании он выйдет на 9-12 единиц перегрузки, то  уже завтра этот самолёт или вообще не будет летать, или его будут долго «лечить».  Сказывается возраст, и тут ничего не сделаешь — самолеты были взяты из резервных хранилищ, который, в общем, должны были через два-три года списать. Но их решили передать Украине. 

Кроме того, самолёт очень капризный в обслуживании. Если присмотреться, то у него изящные шасси, не подходящие для советских аэродромов. Они вообще привыкли летать при идеальных условиях эксплуатации. А таких эксплуатационных условий на Украине нет и не будет. Технический персонал также, я думаю, слабо подготовлен. Поэтому, скорее всего, будут привлечены иностранные «инструкторы», которые будут выполнять львиную долю задач, а рядом будет ходить обучаемый украинский техник и, максимум, подавать гаечный ключ. 

- А как истребители могут реагировать на смену погодных условий?

- Уже говорил, что это капризная машина. Ей нужны условия хранения  в помещениях ангарного типа, хорошее укрытие. Украина в плане аэродромной инфраструктуры во времена СССР была одной из лучших, но сегодня она изрядно потрёпана. 

Нужно еще помнить, что климатические условия в значительной степени сказываются на эксплуатации авиационной техники. Западные самолеты не встречались с высокой влажностью, с перепадами температур, туманами, которые характерны для нашей местности. А это все сказывается на работе электроники, на которой завязаны системы управления, радиосвязи, радионавигация, радиоуправление и прицельно-навигационные устройства.

Словом, пилотов F-16 у нас ждет масса сюрпризов.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29320 от 18 июля 2024

Заголовок в газете: Ход рублем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру