- 10 июля Вашингтон и Берлин объявили, что Соединенные Штаты в 2026 году планируют начать размещение на территории Германии дальнобойных ударных систем. Речь идет об американских зенитных ракетах SM-6, крылатых ракетах Tomahawk, способных нести ядерный заряд, и гиперзвуковом оружии, которое по дальности поражения превосходят все, что размещено сейчас в Европе. На следующий день заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Россия готовит на это «военный ответ». И в тот же день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что в России идет работа по изменению ядерной доктрины. Новости очень неприятные, тревожные. Зачем вдруг решили менять доктрину и связано ли это с СВО?
- Вы еще одно событие не упомянули, которое произошло в тот же день. Политолог Сергей Караганов, который «прославился» предложением нанести превентивный ядерный удар по польскому городу Познань, вдруг дал интервью одному из самых влиятельных информационных агентств страны. Конечно, там он уже не так откровенно пропагандировал ядерный удар, учитывая публичную отповедь, которую ему дал президент, но мысли его вились вокруг «ядерной» темы. Надо отметить, что этот человек на протяжении 30 лет был лучшим другом США. Все его выступления были направлены на создание такого общественно-политического порядка в РФ, чтобы с Америкой поддерживались партнерские отношения. Известна его дружба с бывшим заместителем генерального секретаря НАТО, экс-заместителем госсекретаря США и экс-директором московского центра Карнеги Роуз Геттемюллер. Поэтому, конечно, то, что именно такой человек выступает с подобными предложениями, очень интересно.
- На что вы намекаете?
- Давайте разложим все по полочкам. Со времен СССР глобальной, долгосрочной и практически недосягаемой геополитической задачей вражеских государств было лишить политической субъектности Советский Союз, а теперь РФ как преемника и продолжателя СССР. А также отобрать у России ядерное оружие. Важный аспект: СССР был членом Совета безопасности ООН, и РФ, как его продолжатель, занимает его место в Совбезе. ООН не имеет инструмента для того, чтобы лишить мандата члена Совбеза. Даже Генеральная ассамблея формально пока сделать это не может. То есть выгнать РФ из Совбеза и лишить ее статуса ядерного государства, т.е. сделать международным изгоем, можно только, если сложить какой-то совершенно дикий антироссийский пасьянс. Однако эта задача всегда стояла, стоит она и сейчас. Частично эта задача была решена, Советского Союза уже нет. Но есть Российская Федерация, что сильно не одно и то же. Если есть задача, то идет поиск путей ее решения. Перебраны различные подходы, и экспертами разного уровня установлено, что если явить миру некое страшное военное преступление и ответственность за него возложить на РФ, то можно будет получить подавляющее большинство в Генеральной ассамблее ООН и фактически запретить РФ иметь представительство в ООН.
- Как можно подобное провернуть?
- Очень просто. Генеральная ассамблея принимает решение, что РФ отстраняется от работы в ООН до тех пор, пока не выполнит определенные требования. Например, отказаться от ядерного оружия, возместить кому-то ущерб от боевых действий и прочее, что они там нафантазируют. Ключевым является именно требование ядерного разоружения РФ. Понятно, что вслед за этим последуют действия по расчленению РФ и т.д. Но это мы пока рассматривать не будем. Пока мы говорим только о ядерном оружии.
В мире существует целый ряд персонажей, которые получили указания и реализовывают различные элементы глобальной стратегии, в первую очередь, США, во вторую – всего блока НАТО по созданию у РФ имиджа безумного государства, которое готовится, способно и однажды применит ядерное оружие. Под контролем США и под контролем блока НАТО в мире действует сложная, многоуровневая система агентов, как реальных, так и агентов влияния, задачи которых – формировать у мирового сообщества однозначную позицию, что РФ – это безумное государство, которое стремится решить свои проблемы, в том числе политические, применением ядерного оружия. Из этого следует, что и в России действуют конкретные люди, которые могут быть должностными лицами разного уровня, политиками, сотрудниками различных, в том числе и государственных, информационных агентств, консалтинговых институтов и т.д., которые, якобы действуя из патриотических побуждений, предлагают военно-политическому руководству РФ различные сценарии применения ядерного оружия. Прямо сейчас усилиями этих людей идет дискуссия по расширению возможных рамок применения РФ ядерного оружия. В том числе, как ни дико это звучит, в ходе СВО.
- Судя по вашим словам, вы против применения тактического ядерного оружия в ходе СВО? Только по соображениям гуманизма или ввиду его неэффективности?
- Отвечу коротко, хотя могу обосновать и более детально. С военной точки зрения применение тактического ядерного оружия в ходе СВО в сложившейся конфигурации войск на театре военных действий не будет иметь никакого реального ни тактического, ни тем более стратегического результата. Так бы я сформулировал в докладе президенту, если бы мне предложили его написать.
Тут важно вот что отметить. В свое время при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия встал вопрос о гарантиях безопасности неядерным государствам. Такие гарантии были даны. Склоняя весь мир к выполнению режима нераспространения, то есть к отказу от приобретения ядерных технологий, ядерные государства гарантировали, что они ядерное оружие будут применять только в отношении друг друга, но не по странам, таким оружием не обладающим. В то время ядерным оружием обладали всего 5 государств, которые перед лицом всего мира дали обещание, закрепленное репутацией «великих держав». Сегодня картина сложнее, Индия и Пакистан имеют ядерное оружие, есть ряд стран, которые вплотную приблизились к обладанию таким оружием, и страны, в отношении которых неясно, есть ли у них это оружие.
- Украина – неядерное государство. Соответственно, применять по нему ядерное оружие запрещено.
- В настоящее время перед президентом лежит определенный набор вопросов, которые частично заявлены в том числе и провокаторами, работающими в интересах США и блока НАТО. Эти люди говорят: СВО с точки зрения нашего законодательства идет на территории России. За исключением Харьковской области, линия соприкосновения везде проходит по территории РФ. Регламентируется применения ЯО в отношении иностранных государств. А на своей территории мы якобы можем применять ЯО. Правда, другие государства эти территории не признают российскими. Но нашему военно-политическому руководству говорят: сопротивление ВСУ можно преодолеть, применив ядерное оружие по нашей территории. Мы бы сразу решили задачи СВО, привели в ужас врага и при этом ничего не нарушили. Но в большинстве своем это говорят люди, которые являются агентами США и НАТО. Возможно, они даже заявляют, что они провели какие-то консультации, и приводят доказательства этих консультаций, в ходе которых окружение Байдена или британского короля заявляет, что да, мы неформально признаем, что это ваши территории, можете даже ядреной бомбой по ним кинуть. Это делается для того, чтобы снизить для российского руководства порог применения ЯО и затянуть его в эту провокацию.
На самом деле применение даже тактического ядерного оружия на сложившемся театре военных действий в зоне СВО с военной точки зрения бессмысленно, неэффективно и нерезультативно. Военно-политические риски на порядки больше, чем возможные результаты от такого применения.
- В чем может состоять корректировка ядерной доктрины РФ?
- В доктрине РФ в части применения ядерного оружия четко сформулировано, что оно будет применяться только в ответ на атаку территории РФ или ее союзников при помощи ядерного оружия или же на агрессию с применением обычного оружия, которая поставит под угрозу само существование государства. Чтобы создать такую угрозу, надо превозмочь Вооруженные силы РФ, а на это способно только ограниченное количество военно-политических блоков. В первую очередь это блок НАТО. Потому что самостоятельно ни одно государство не может в ходе сухопутных военных операций разгромить армию РФ. Это эмпирически установленный факт, который подтверждается всем ходом истории.
Ответ при помощи и ядерного оружия может также быть дан, если усилиями врага будет уничтожена система ответно-встречного удара. То есть система предупреждения и система возмездия. Они между собой связаны. Система возмездия - это имеющиеся стратегические ядерные силы, которые будут применены по тем странам, которые развяжут против нас ядерную войну, а система предупреждения – это объекты, позволяющие своевременно выявить попытку это сделать. Сейчас наши оппоненты под прикрытием СВО проводят масштабное тестирование устойчивости нашей системы предупреждения о ракетном нападении. В частности, были сделаны налеты как бы «украинскими» беспилотниками, которые наводились при помощи американских разведывательных средств, на загоризонтные РЛС, которые отслеживают пуски ракет наших стратегических противников (23 мая была атакована РЛС «Воронеж-ДМ» в Армавире, 17 апреля – загоризонтная РЛС «Контейнер» в Мордовии. – М.П.). Это как бы «глаза» наших вооруженных сил, позволяющие зафиксировать факт ракетного нападения на нашу страну и принять решение об ответных действиях.
В нашей доктрине указано, что в случае разрушения системы раннего предупреждения о ракетном нападении мы можем применить ядерное оружие. Потому что отсутствие такой системы не позволит нам установить, произошел ли массовый старт ракет. При этом не конкретизируется, в отношении кого мы будем тогда применять ЯО. К примеру, если Украина возьмет на себя ответственность за то, что она разрушила все 4 загоризонтные РЛС системы раннего предупреждения, которые развернуты на западном театре военных действий (в Калининграде, в Ленинградской области, в Армавире и в Севастополе). Представим себе, что этих РЛС больше нет. Что мы в этом случае должны делать? Применять по Украине ЯО доктрина не разрешает. Но РЛС больше нет. Это означает, что если произойдет массовый старт американских, французских или британских ракет, мы о нем узнаем только тогда, когда ядерные боеголовки начнут взрываться уже на нашей территории. Встал вопрос о том, что с помощью вооруженных сил иных государств наши геополитические противники могут частично решить задачи обезоруживания РФ в части ядерного сдерживания и гарантированного ответно-встречного удара. Имеет место коллизия, которая требует разрешения.
Второе. Сейчас ВСУ запускают иностранные и свои беспилотники в количестве десятков штук. Но у нас есть понимание, что такой старт беспилотников может быть массовым. Представим, что произойдет массовый налет на атомную станцию. Например, на Курскую АЭС, куда уже прилетали беспилотники, которые разрушили фасад здания хранилища отработанного ядерного топлива, очень неприятная история. Вопрос: что делать в случае массового старта воздушных средств нападения в направлении РФ? Если мы установим какие-то пороги, ограничения и о них будет знать противник, он всегда будет стараться подгадать под «ниже нижнего». А ведь существует концепция «мгновенного глобального удара», это когда США планировали запустить по РФ порядка 10 тысяч ракет. Представим себе, что две тысячи ракет летит. По 3-4 ракеты на каждую атомную станцию, на каждый нефтеперерабатывающий завод, на штабы, на центры государственного управления, на министерства, ведомства и т.д. Имеет ли право РФ применить ядерное оружие, если это будут заведомо неядерные ракеты? В доктрине этого нет. Я в 2015 году, будучи депутатом Госдумы и членом комитета по обороне, предлагал внести в ядерную доктрину РФ реакцию РФ на массовый старт воздушных средств нападения в случае, если они не несут ядерных зарядов. Но тогда, 10 лет назад, это не было принято. Посмотрим, что будет сейчас.
- А по кому применять ядерное оружие в этом случае? По неядерному государству (например, старт с Украины)?
- В тот момент говорилось о применении ЯО по месту нахождения стартовых платформ этих средств. То есть если это будет морская группировка, что наиболее вероятно, какой-нибудь флот США, тогда по флоту США. Неважно, в каком море и в чьих территориальных водах он находится. Если это будет территория Чехии и Польши, где развернуты так называемые позиционные районы ПРО, то по ним. И в вашем вопросе прозвучала Германия с дальнобойными ударными системами. Но нужно при этом понимать, что, конечно, развернув средства в Германии, их просто завели «на порог», потому что неэффективно стрелять из глубины Германии. Речь идет о том, что сейчас их привезут в Германию, а потом передислоцируют, куда надо. Сначала на учения, а потом на постоянную дислокацию. У наших врагов нет задачи уложиться в какой-то электоральный цикл, все, что они делают, рассчитано не на ближайшие 5 лет, а на ближайшие 50. Их вполне устроит, если они избавятся от РФ в пятидесятилетней перспективе.
- Недавно ВСУ опять атаковали Запорожскую АЭС и вывели из строя пост радиационного контроля. Какая цель здесь преследуется?
- До сих пор мы рассматривали стратегию дезориентации военно-политического руководства РФ, провокации и подначивания его на неадекватные действия. Но есть и другая стратегия. Она тоже отрабатывается. Планируется в ходе СВО срежиссировать, как в Голливуде, якобы нападение РФ на какую-нибудь украинскую АЭС. Либо прилет ракеты с ядерной боеголовкой. Для этого сначала надо устроить какую-то такую провокацию, на которую РФ могла бы бурно отреагировать. Нужна «спусковая» провокация. Упрощенно сценарий может выглядеть так: происходит попытка атаки на Запорожскую АЭС. На худой конец, это может быть Курская АЭС. В ходе этих мероприятий происходит нештатная ситуация, авария или инсценирование аварии. Запорожская АЭС по документам украинская, МАГАТЭ будет принимать официальные материалы только от Киева. Потому что МАГАТЭ не признает принадлежность АЭС РФ и российских документов видеть не хочет. А Киев заявит, что РФ совершила ужасное преступление, взорвала ядерный реактор, потому что она нарушала порядок выгрузки ядерного топлива, просто хотела навредить Украине или еще что-то. В этот момент в РФ различного рода психи закричат, что вот оно – основание для ядерного возмездия. Множество экспертов в РФ и за рубежом будут заявлять, что доктринальное событие произошло. И после этого Польша покажет всему миру упавшую ядерную боеголовку. Или, может быть, это Украина покажет. Вот она, ядерная боеголовка, РФ применила тактическое ядерное оружие. После этого всех российских дипломатов в ООН усаживают на корабль и просто отталкивают его от берега. Собирается Генеральная ассамблея ООН, где России, естественно, не дают никакого слова, ее представителей просто не пускают, и РФ отстраняется от работы в ООН до тех пор, пока она не исполнит следующие требования: отказ от места постоянного члена в Совбезе, от ядерного оружия и еще от чего-нибудь. И это станет только началом конца.
- Можно вот так взять и выкинуть РФ из Совета безопасности ООН?
- Да, можно вот таким образом, собрав Генеральную ассамблею ООН. Все страны мира экстренно соберутся, США покажут страшный фильм о том, как «российские диверсанты» взорвали Запорожскую АЭС, заразив огромные территории ядерными отходами. Все это будет якобы подтверждено данными со спутников. Покажут, кто запускал ракету: Иванов, Петров, Сидоров, лично Белоусов, покажут, как Путин прикручивал ядерную боеголовку, а Бортников наводил. И вот она, ракета, летит. Точно в соответствии с предложением одного российского политолога, который почему-то вдруг решил разбомбить Познань. Жители Познани до сих пор понять не могут, почему они-то попали под раздачу. Вытащат эту статью годовой давности, автору будут звонить все мировые СМИ и спрашивать, откуда он про все это заранее знал.
- А в чем смысл сцены с участием этого политолога и президента на Петербургском экономическом форуме? У меня она вызвала некоторое недоумение…
- Потому что вы не целевая аудитория. Смысл в том, что должно было быть записано в мировых анналах, что Путин относится к этому человеку с иронией и все, что тот говорил год назад, является его собственными выдумками. Слова Караганова о ядерном ударе по Европе должны были быть дезавуированы. Они и были дезавуированы. Сначала Путин его обвинил в том, что он спит на пленарном заседании, а потом в том, что он ничего не понимает в ядерном оружии.
Подведем итоги. Мировое сообщество имеет конкретный план, и не просто имеет. Этот план выполняется каждый день. Львиная доля работы в этом плане отведена агентам влияния, которые находятся в том числе и в нашей стране. В узком смысле их задача состоит в том, чтобы выставить РФ неадекватным агрессивным государством. Самым опасным для врагов обстоятельством является наличие у нашей страны ядерного оружия. Поэтому они стремятся представить РФ в качестве страны, политическое руководство которой неспособно адекватно владеть ядерным оружием.