Началось же все с "Совместного заявления Соединенных Штатов и Германии", обнародованного 10 июля, во время вашингтонского саммита НАТО. Заявление очень короткое, буквально четыре предложения, но крайне емкое. Во первых строках извещается, что начиная с 2026 года Соединенные Штаты начнут размещать в Германии "системы вооружения большой дальности" - сначала временно, затем на постоянной основе.
Затем следует перечисление тех видов вооружения, о которых идет речь: SM-6 (новейшая зенитная ракета увеличенной дальности), Tomahawk (высокоточная дозвуковая крылатая ракета большой дальности), а также "гиперзвуковое оружие новой разработки, которые обладают значительно большей дальностью действия, чем существующие в Европе средства наземного базирования".
Ну и в конце, как водится, монументальная финалочка: "Использование этих передовых возможностей продемонстрирует приверженность Соединенных Штатов НАТО и их вклад в европейское комплексное сдерживание". Кого именно США и Германия собрались сдерживать, против кого будет направлено новое оружие, в тексте не поясняется. Но, во-первых, и так понятно. А во-вторых, это "белое пятно" вполне восполняют комментарии немецких официальных лиц.
Вот, к примеру, прямая речь канцлера Германии Олафа Шольца: "Мы знаем, что в России происходит невероятное наращивание вооружений, которые угрожают европейской территории... Это решение готовилось давно и не является сюрпризом для всех, кто занимается вопросами мира и безопасности". А это - слова министра обороны Германии Бориса Писториуса: "Путин показал, на что он готов и способен. Поскольку у нас нет достаточного количества систем такого типа, американцы размещают эти системы временно, пока мы с европейскими партнерами не разработаем собственные".
Для справки: дальность действия Taurus, самой известной и самая дальнобойной крылатой ракеты, находящейся на вооружении бундесвера, - чуть больше пятисот километров. На вашингтонском саммите Германия, Франция, Италия и Польша договорились совестно разработать новую европейскую крылатую ракету наземного базирования.
Какое именно техзадание дано разработчикам, доподлинно неизвестно, но, по имеющейся информации, дальность действия их детища должна значительно превысить "тауросовскую". Что вполне логично: в противном случае искать "добра от добра" было бы совершенно ни к чему. По сведениям, например, газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, речь идет о ракете дальностью более 1000 километров.
Согласно тому же источнику, Берлин ожидает, что к проекту присоединится и Великобритания: "Тогда в нем участвовали бы вместе страны, которые уже сейчас обладают профессиональными знаниями в этой сфере". Инициатива направлена на то, чтобы закрыть пробел в европейских арсеналах, выявившийся, как считается, в результате российско-украинского конфликта.
Пока же - точнее, с 2026 года - "пробелы" будут закрывать американские ракеты. По имеющейся информации, инициатором их размещения на территории Германии является Берлин: как сообщают осведомленные источники немецкой прессы, в последние месяцы правительство Германии вело секретные переговоры с США, уговаривая Белый дом пойти на этот шаг. И в итоге, как видим, уговорило.
По словам Олафа Шольца, это "очень хорошее решение", которое "обеспечит мир". В Москве, понятно, иное мнение на этот счет. "Без нервов, без эмоций будем вырабатывать прежде всего военный ответ на новую угрозу", - несколько загадочно прокомментировал американо-германские планы заместитель иностранных дел России Сергей Рябков.
Чуть позднее в комментарии Рябкова, размещенном на сайте МИД, последовало уточнение по поводу характере военного ответа: речь в первую очередь идет о "судьбе одностороннего российского моратория на развертывание наземных РСМД (ракет средней и меньшей дальности. - "МК"). Президент, напомнил Рябков, заявил о необходимости "предметно рассмотреть" этот вопрос "в складывающихся обстоятельствах".
Похоже, имелось в виду выступление Путина на совещании с постоянными членами Совета Безопасности, состоявшимся 28 июня этого года, то есть почти за две недели до натовского саммита. Но угроз, судя по президентской речи, хватало уже и тогда.
"Мы в 2019 году объявили о том, что мы не будем их производить, эти ракеты (средней и меньшей дальности наземного базирования. - "МК"), и не будем их размещать до тех пор, пока Соединенные Штаты не будут размещать эти системы в каком-то из регионов мира, - сообщил тогда президент. - Сегодня известно, что США не только производят эти ракетные системы, но уже привозили их в Европу на учения, в Данию. Совсем недавно было объявлено, что они находятся на Филиппинах...
В любом случае нам нужно на это реагировать... Судя по всему, нам нужно начать производство этих ударных систем и затем, исходя из реально складывающейся ситуации, принимать решения о том, где – если это потребуется для обеспечения нашей безопасности – их размещать".
В общем, намерение было высказано достаточно четко. Не вполне ясны были сроки воплощения. Однако натовский саммит с прозвучавшими на нем многообещающими заявлениями, похоже, развеял и этот туман. "Публичные заявления о конкретных параметрах реагирования нашей страны на обострение обстановки в сфере "пост-ДРСМД" последуют по мере принятия соответствующих решений руководством страны", - уточняет Сергей Рябков. Словом, как говорится, ждите ответа.
"Идем уверенными шагами к холодной войне, - оценил перспективы развития ситуации пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. - Все это уже было". И с Дмитрием Сергеевичем трудно не согласится. Уточним: возвращаемся мы во времена, предшествовавшие 8 декабря 1987 года. В этот день президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь ЦК КПСС подписали в Вашингтоне соглашение, известное как ДРСМД - договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Согласно договору, вступившему в силу 1 июня 1988 года, стороны обязались уничтожить все свои комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты - и пусковые установки для них - в будущем. К июню 1991 года подпадающие под действие ДРСМД вооружения были полностью уничтожены. Всего было ликвидировано 1846 советских и 846 американских ракетных комплексов.
Договор был бессрочным, но действовал чуть больше 30 лет: после серии взаимных обвинений сторон в нарушении ДРСМД он был расторгнут. Сначала, 1 февраля 2019 года, о выходе из договора объявили Соединенные Штаты. Москва, разумеется, не стала тянуть с ответом и отреагировала зеркально. 2 августа 2019 года ДРСМД окончательно прекратил свое действие. Правда, тогда же Владимир Путин объявил об одностороннем моратории на действия, выходящие за рамки договора, но, судя по всему, закончился и этот срок. Или вот-вот закончится.
В общем, самое время вспомнить, как было до договора и без договора. А было, мягко говоря, весьма напряженно. В географическом смысле линия главного фронта холодной войны проходила через территорию Германии. Западная Германия, ФРГ, представляла собой американский военные лагерь, Восточная, ГДР - советский.
Численно Группа советских войск в Германии намного превосходила американские войска, размещенные в Федеративной Республике: около полумиллиона против двухсот с небольшим тысяч (в 1970-1980-е годы). Но если учесть численность западно- и восточногерманских армий (соответственно чуть менее полмиллиона и около 180 тысяч), то наблюдался примерный паритет.
До середины 1970-х годов такой же паритет наблюдался и в ракетных системах, развернутых США и СССР в Германии и в Европе в целом. Но затем вперед ощутимо вырвался Советский Союз: в 1977 году СССР приступил к развертыванию на западных рубежах своих новейших на тот момент баллистических ракет средней дальности РСД-10 "Пионер" (по классификации НАТО - SS-20). От предшественников они отличались намного большей дальностью (до 5,5 тысяч километров) и повышенной точностью (до 450 метров).
Ракета несла разделяющуюся головную часть с тремя термоядерными боеголовками - по 150 килотонн каждая - с индивидуальным наведением на цели. Всего было развернуто около 300 ракет такого типа. Этот ракетный ударный кулак позволял Советскому Союзу в считанные минуты "вынести" всю военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе, обеспечивая вместе с прочими, конвенциональными вооружениями полное превосходство на европейском театре военных действий.
В дополнение к этому на территории ГДР и Чехословакии были размещены оперативно-тактические ракетные комплексы "Ока" (ОТР-23, по классификации НАТО - SS-23), которые также несли ядерные боеголовки. Имея дальность действия до 500 километров, они насквозь простреливали территорию Западной Германии и обладали еще более высокой точностью - до 350 метров. Иными словами, СССР получил возможность нанести превентивный "разоружающий" удар по натовским базам в Западной Европе.
Но диспаритет просуществовал недолго: ответом Североатлантического альянса на действия СССР стало развертывание в Европе, главным образом в Германии, 572 американских ракет средней дальности - 108 "Першингов-2" (баллистическая ракета) и 464 "Томагавков". В общем, советский прорыв быстро заткнули. Единственным его результатом стало резкое повышение уровня конфронтации.
Михаил Горбачев считал размещение в Европе ракет SS-20 огромной политической ошибкой, отражавшим стиль политики тогдашнего советского руководства. "Как мне удалось прояснить для себя, дело выглядело так, - писал Михаил Сергеевич в своих мемуарах. - Министр обороны СССР Устинов доложил Брежневу, что ракеты меньшей дальности, дислоцированные в европейской части СССР, устарели, их надо заменить. Но суть состояла не в "устарелости".
Исследовательские работы по совершенствованию оружия подвели к возможности создания ракет СС-20, намного превосходивших своих предшественников по дальности, точности, управляемости — по всем параметрам. По существу, они имели стратегические характеристики. Под каким бы предлогом ни принималось решение о размещении СС-20, какие бы аргументы на этот счет ни использовались, такие люди, как Андропов, Громыко, в не меньшей мере и Косыгин, хорошо понимали, чем оно грозит. Но никто по-настоящему не просчитал вероятной реакции Запада.
Скажу прямо: это была непростительная авантюра, совершенная под давлением ВПК. Возможно, на политическое руководство подействовал такой довод: установим свои ракеты, а на Западе борцы за мир не позволят принять ответных мер. Если так, это была сверхнаивность".
Кстати, в числе тех, кто тогда протестовал против размещения в Германии американских "Першингов", был и нынешний канцлер Федеративной Республики. Олаф Шольц, который в 1980-х года являлся одним из вожаков Jusos, Союза молодых социалистов (молодежной организации СДПГ), ходил на "марши мира" и яростно критиковал в своих тогдашних выступлениях "агрессивно-империалистический блок НАТО".
Стоит также напомнить, что в авангарде тогдашнего немецкого пацифистского движения находилась партия "Зеленые". Именно борьба против развертывания "Першингов" вывела ее на авансцену немецкой политики, позволила избраться в парламент: впервые в Бундестаг "Зеленые" попали в 1983 году - на волне антивоенного движения. Сегодня, 40 лет спустя, партия входит в правящую коалицию, и от былого ее пацифизма не осталось и следа.
Как видим, ситуация развернулась на 180: те, кто тогда выступал против "Першингов", сегодня не чают, как заполучить американские ракеты. Нет, есть, конечно, и те, кто против их возвращения в Германию. Но всерьез рассчитывать на этих "борцов за мир", пожалуй, еще более наивно, чем 40 лет назад на грандиозные, но абсолютно бесполезные "марши против "Першингов".