Эксперты подвели итоги внешнеполитического сезона, назвав главного врага

«У двуглавого орла на российском гербе одна голова отдыхает»

Миновал политический год 2023-24. Уходящий сезон был особенно успешен для российской внешней политики. Об этом говорит расширение БРИКС, приём новых членов в ШОС и увеличивающаяся география российского присутствия в мире. Первый после переизбрания на пост президента визит Владимира Путина в Китай, визиты в Северную Корею и Вьетнам, углубляющееся взаимодействие с Ираном, совместные военно-морские учения с Пекином и учения военно-морского флота России в Атлантике свидетельствуют о новых приоритетах российской внешнеполитической стратегии. В ходе дискуссии на тему «Россия в мире: итоги внешнеполитического сезона 2023/24» на площадке клуба «Валдай» было отмечено, что Россия сейчас находится «в центре, в водовороте событий, впрочем, водовороте управляемом».

«У двуглавого орла на российском гербе одна голова отдыхает»

Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко сказал, что хотя сердце у России европейское, а большая часть страны лежит в азиатском пространстве, мы руководствуемся в политике практическими соображениями: «На гербе России двуглавый орел и сейчас одна его голова отдыхает», так он образно выразился о развороте политики России на Восток. «Мир кардинально изменился в феврале 2022 года и продолжает меняться. События февраля 2022 года стали кульминацией тех событий, которые происходили на протяжении нескольких десятилетий». Андрей Руденко отметил, что прошедшие два года показали, что мир совершенно другой: заканчивается эпоха западного доминирования и происходит подъём стран Глобального Юга, глобального большинства, среди которого Россия занимает особое место. И можно считать, что мы тоже представляем Глобальный Юг, хотя в основе у нас евразийство. «Новый мировой порядок находится в стадии зарождения. Всем нам предстоит зафиксировать нормы этого мирового порядка». Наша дипломатия, по мнению замминистра, пытается адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в мире с 2022 года.

В последние годы нам удалось немало сделать на восточном направлении нашей внешней политики. Мы смогли заложить основу для движения вперёд: это отношения с Китаем, Ираном, Индией, КНДР и странами АСЕАН. «Отношения с Китаем вышли на пик своего развития. Отношения строятся на прагматической базе геополитических реалий: торговля, координация действий на международной арене, в первую очередь в ООН. Китай и Россия сталкиваются с одинаковыми геополитическими вызовами, поэтому требуется координация действий в этой сфере». И, если с Запада слышны предположения о недовольстве Китая нашими взаимоотношениями с КНДР, то замминистра подчеркнул, что МИДы двух стран координируют не только свои действия, но и свои реакции на международное положение. «Был подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и КНДР. Этот документ вносит свой вклад в расстановку сил в Северо-Восточной Азии. Он взволновал наших «бывших друзей».

С Индией с 2022 года наше сотрудничество вышло на новый уровень: выросла взаимная торговля с 15 миллиардов долларов до 60 миллиардов, развивается сотрудничество в энергетической сфере. «Мы работаем над договором с Ираном, который заложит основу отношений между странами на многие годы». 

Визит Путина во Вьетнам тоже важная веха, по мнению Андрея Руденко: «Вьетнам проводит многовекторную политику, пытаясь балансировать между Россией с Соединёнными Штатами. В ходе государственного визита президента Путина во Вьетнам были подписаны важные соглашения», которые убеждают нас в том, что Россия не менее важна Вьетнаму, чем Китай и США.

«Отношения с АСЕАН продолжают развиваться, большинство стран АСЕАН являются нашими политическими партнёрами, за исключением Сингапура. Но по объему торговли с Россией он занимает первое место среди стран АСЕАН». Дипломат также заметил, что важным направлением восточной политики России является работа в рамках международных организаций – ШОС и ЕАЭС. Формально это не азиатские структуры, но к этим объединениям растёт интерес со стороны азиатских стран. И принятие в ШОС Беларуси добавит ее опыт взаимодействия с Россией в копилку этой организации. «Несмотря на перспективы, нам приходится сталкиваться и с вызовами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главным препятствием является соперничество США и Китая в этом регионе. Это противостояние сказывается на работе с разными странами в многостороннем формате. Ещё один вызов — попытка США расколоть пространство экономического роста АСЕАН. Американцы в рамках своей политики сдерживания Китая пытаются раздробить единое пространство на блоки». 

Ситуация на Корейском полуострове тоже сложная, так как отсутствует желание сторон договариваться. Градус напряжённости часто зашкаливает, поэтому надо внимательно относиться к этому направлению, полагает Андрей Руденко, но «нами проделана большая работа и заложены неплохие основания в фундамент будущего, что позволит российскому бизнесу нарастить своё присутствие в Азии».

Первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Владимир Чижов уверен: «Никто уже не оспаривает тезис о многополярности современного мира, но понятие многополярности можно трактовать по-разному. Европа сегодня представляет из себя печальное зрелище. Она предпочитает ассоциировать себя с Евро-Атлантикой, а не с Евразией, а это концептуальная ошибка». Он констатирует, что Европа превратилась в придаток США, а Евросоюз превратился в придаток НАТО. «Американцы использовали для этого своё военное превосходство над Европой и технологическое лидерство». Он также заметил, что «НАТО отмечает свой юбилей – 75 лет, не пора ли ему на пенсию?».

Сенатор рассказал о том, что происходят изменения внутри Евросоюза. Это связано не столько с выборами в Европарламент и выборами в некоторых странах, а со сменой поколений элиты в ЕС. Представители новой элиты позиционируют себя как европейцы, а не как представители конкретного национального государства. Исключением являются только поляки, которые в первую очередь заботятся об интересах своей страны так, как они это видят. «Политика Евросоюза часто противоречива. Последний такой раздрай возник из-за ситуации с Палестиной. И самыми активными защитниками Израиля стали страны, которые первыми признали независимость Палестины, такие как Венгрия, Чехия, Польша. Да, они это сделали будучи под крылом СССР». Сейчас Польша вкладывает в НАТО 4,2 процента своего ВВП, больше чем США (3,5 процента). В целом же по Европе 1,9 процента, хотя Трамп требовал не менее 2 процентов, иначе отказывался предоставлять защиту. 

«Россия в глазах Евросоюза постепенно превратилась сначала в стратегического оппонента, а теперь в главного врага, - считает Владимир Чижов. - НАТО обрела цель своего существования — это противостояние с нашей страной». Он рассказал, что европейские страны НАТО остались без целого ряда категорий вооружений, передав их Украине: «Возможности американского ВПК тоже не безграничны». Теперь, по мнению сенатора, понятно, что «победить Россию на поле боя невозможно. Победить Россию можно, только уничтожив всё человечество, задействовав все ядерные арсеналы».

Старший научный сотрудник Сектора Центральной Азии, сотрудник подразделения Центра постсоветских исследований ИМЭМО Алексей Криволапов: «Взаимосвязь внешнеполитического и военно-стратегического горизонта является иерархической по природе: политика направляет оборонное строительство в мирное время, задаёт цель на этапе созревания кризиса и руководит военными силами во время войны. Если эти элементы меняются местами, и стратегия начинает диктовать внешней политике, то это завершается катастрофой. В нашей стране идёт регресс от внешнеполитического горизонта через стратегический ярус к военно-тактическому». Он отметил, что линия фронта остается стабильной многие месяцы и это говорит о том, что Россия не может использовать свое главное преимущество – демографическое, то есть использовать в полной мере мобилизационный резерв. «Если мы спускаемся на военно-стратегический уровень, то картина там выглядит благоприятно и не вызывает опасений, на неё можно смотреть оптимистично. Ядерное оружие клинит эскалационный маховик. Военное преимущество России не подлежит сомнению. Если спуститься ещё ниже — на оперативно-тактический ярус, то там есть нерешённая проблема позиционного равновесия. Фронт статичен. Патовое положение является объективным фактором. Нет способов его простого преодоления».

Алексей Криволапов считает, что провалившийся украинский контрнаступ по влиянию на ход событий не выходил из тактического горизонта на стратегический уровень. Это основная проблема сопряжения внешнеполитического горизонта и тактического — аритмия этих горизонтов: «Для преодоления политико-стратегической аритмии нет простых рецептов. При самой дальновидной внешней политике, России придётся решать базовую оперативно-тактическую проблему: как прорвать противопоставленный фронт».

Исследователь предположил, что любые тактические проблемы решаемы, и это внушает оптимизм.

Директор Центра китайско-африканских исследований Университета Йоханнесбурга Дэвид Моньяи: «Отношения между Россией и Африкой уходят корнями в советскую эпоху. Советский Союз сыграл большую роль в освобождении Африканского континента. Сейчас Россия играет важную роль в обретении Африкой экономической независимости». Он согласен с тем, что мир уходит от миропорядка с доминированием США к многополярному миру: «Сверхдержавы продолжают бороться за доминирование, но африканские страны не хотят быть прокси в этом противостоянии. Африка не хочет быть против кого-то и за кого-то, и это сформировало запрос на участие Африки в Движении неприсоединения». Дэвид Моньяи особо подчеркнул, что африканские страны выбирают нейтралитет в конкуренции между сверхдержавами и ищут способы достижения мира. «Африка должна быть лучше представлена в международных организациях, и Россия способствует продвижению этого процесса». Он также рассказал о мирных инициативах Африканского континента по урегулированию конфликта на Украине.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру