По данным ФСБ России, украинская разведка пыталась завербовать российского военного летчика, предлагая ему $3 млн за угон ракетоносца на Украину. Ему было обещано гражданство Италии. Сам летчик рассказал, что агент, который вышел на него через мессенджер, действовал дерзко и нагло - начал обрабатывать его с помощью банального шантажа. О произошедшем военный, не будь дураком, доложил командованию, после чего к делу подключились спецслужбы.
После этого было решено подыграть противнику, чтобы получить как можно больше полезной информации.
Во время оперативной игры вражеская разведка, что называется, повелась - для всех членов семьи военнослужащего были оформлены итальянские паспорта, а для его жены - карта гражданки Польши. Для вербуемого пилота якобы открыли счет в Польше. По сценарию, семья военного должна была добираться до Украины через Турцию и Молдавию.
В последний момент операция, которая казалось бы разыгрывалась по сценарию противника, с треском провалилась. Нашим спецслужбам удалось заполучить секретную оперативную информацию. А чуть позже по Озерному — аэродрому под Житомиром, где дислоцируется 39-я бригада тактической авиации с самолетами Су-27, вместо самолета перебежчика в ночь на понедельник прилетело несколько ракет Х-101. Примечательно, что противник, оказывается, уже не первый раз попадает впросак.
«Знаете, в чем самый анекдот? Это уже второй раз. Точно такая же история была в 2022-м, когда хотели угнать в Канатово Су-34, но на вышедших его встречать грохнулись несколько «Калибров». В итоге, там убило весь высший комсостав, включая начальника в/ч «Канатово-2 Владимира Марченко и были уничтожены пять самолетов», - рассказал один из блогеров в Сети.
Не исключено, что мощнейшие ракетные удары, которые обрушились на Украину 8 июля, в день появления новости о попытке угона самолета, также являются воспитательными мерами. Некоторые эксперты, например, не исключают, что страны НАТО пытались организовать чудовищную провокацию с нашим ракетоносцем: не только угнать самолет, но и затем имитировать удары тактическим ядерным оружием с угнанного самолета, а потом всю вину свалить на Россию.
Получается, считают некоторые аналитики, что российские ракеты «Кинжал» и Х-101 отомстили за попытку британской разведки MI-6 угнать стратегический бомбардировщик и имитировать удар тактическим ядерным оружием по Польше/Украине. В «черный понедельник» наши ракеты ударили по гнездам военспецов стран НАТО, «которых там нет».
Военный летчик Владимир Попов в беседе с «МК» напомнил, что органы контрразведки существуют в наших частях как раз для того, чтобы предотвращать любые поползновения со стороны иностранных разведок, не только Украины.
- Летчик, на которого вышли спецслужбы Украины, по регламенту должен был доложить в военную контрразведку своей части, и он это сделал. И получил возможность поучаствовать в очередной операции, чтобы отследить всю цепочку работы спецслужб противника — кто, где, с кем связывается, на кого выходит, есть ли посредники и т.д. Думаю, что они связывались не только по переписке, но были проведены и личные беседы, поэтому участие летчика было обязательным. Большая операция в результате закончилась для нас хорошо, так как были выявлены каналы.
- Владимир Александрович, насколько сложно угнать самолет со стоянки?
- Сегодня совершить угон любого воздушного судна достаточно проблематично, тем более, если он находится на стационарном аэродроме, под общей охраной. На аэродроме всегда есть дежурный по стоянке или дежурный по части, которые в дневное время наблюдают за работой с техникой. Дежурный все видит и все знает - где, какой самолет выполняет «газовку» — запуск двигателей. Кроме того, к месту выезжают пожарные машины, специальная техника для запуска самолета, для проверки оборудования приходят дополнительные инженерные группы. Другими словами, если самолет кто-то просто так запустил, то это уже демаскирующий признак и туда сразу пойдет специальная группа.
- Что будет в случае несанкционированной «газовки»?
- На аэродромах несут службу караулы, которые в том числе назначаются для перехвата таких воздушных судов. Если начинается несанкционированное выруливание, они идут на перехват. Есть специальные автомобили, которые дежурят на аэродромах круглые сутки. На аэродромах все делается по определенным командам - даже запустить самолет просто так не представляется возможным. Ко всему прочему он слишком громко шумит, так что незаметно его поднять в небо не получится.
- Кроме личного состава предусмотрены еще какие-то противоугонные меры?
- Помимо организационных есть еще чисто технические меры. Например, на каждом самолете, который стоит на стоянке, в обязательном порядке установлены колодки со специальными замками. Ключи есть только у техника самолета или у техника авиационного звена. Есть также специальные штурвальные колодки, у которых есть запирающие устройства. Без санкции взять ключ и открыть запирающее устройство штурвала, например Ту-22М3, невозможно. При выключенных двигателях это все еще блокируется системой специального контроля на борту. Все эти моменты являются системой предупреждения от угона. Так что для угона нужно проводить специальную операцию.
- А вообще, как часто угонялись самолеты?
- Такие примеры есть. Например, после развала Советского Союза на Украине да и в других странах постсоветского пространства сделали глупость — вынудили военных повторно принимать присягу. И многие военные отказывались это делать, потому что присягают на верность своей службе единожды, остальное — от лукавого. Многие отказывались, но полеты на Западной Украине все еще выполнялись. В итоге набралась целая эскадрилья возмущенных летчиков. Они собрались во главе с командиром полка, начальником штаба полка, взяли Боевое красное знамя полка бомбардировочной авиации и подняли в воздух до 18 машин. Вместо того, чтобы идти на полигон, они ушли на промежуточный полигон в Белоруссию и заявили, что уходят в Россию. Перед этим был организован выход всех семей, техников. Последних посадили на машины, рассчитали время так, что они к моменту отлета уже пересекли границу с Белоруссией. Это была целая операция. Все эти военные остались на службе, кто-то получил благодарность, кто-то орден, а кто-то новую должность или звание. Некоторых людей я знаю лично, но фамилии называть не буду.
- В таком случае наш бомбардировщик могли точно так же попытаться угнать во время боевого вылета, чтобы не привлекать лишнее внимание? Опять же, предатель Максим Кузьминов так угнал вертолет...
- Я этого не исключаю. Почему бы и нет? Но одно дело вертолет — там они сидят рядышком и у них связь одна... Другое дело такой большой самолет, как Ту-22М3. В нем штурман сидит за спиной летчика и он, как тот же упомянутый Кузьминов, физически устранить его не сможет. А договариваться в составе экипажа тоже нереально.
- В 2022 году иностранные спецслужбы пытались также угнать наши самолеты и использовать заранее заготовленный клофелин для других членов экипажа...
- Чисто теоретически это возможно. Но клофелин надо еще подсыпать.
- Если все так непросто, почему спецслужбы НАТО и Украины с таким упорством продолжают попытки угнать наши самолеты? На что они рассчитывают?
- На авось, как сейчас говорят - «вдруг прокатит». Хоть и один на тысячу, но все же это шанс. Вероятность все равно есть, потому что в каждую голову не влезешь при всей системе обеспечения безопасности, которая работает, и работает очень хорошо. Кроме того, надо понимать, что одно дело стационарные условия, совсем другое - боевая обстановка. Там все по-другому. За ленточкой многое держится на доверии, которое нужно сформировать и воспитать.