Политолог Марков оценил возможность привлечения посредников в переговоры между Россией и Украиной

Украина хочет «зерновую сделку», Россия — Стамбульские соглашения

Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в эфире телемарафона заявил, что Киев готов к передаче украинских мирных предложений России через страны-посредники. Это заявление было сделано на фоне визита главы Венгрии Виктора Орбана сначала в Киев, а потом в Москву. Однако за ролью посредника выстроилась уже целая очередь.

Украина хочет «зерновую сделку», Россия — Стамбульские соглашения

За последнее время активизировались разговоры о мирных переговорах между Россией и Украиной. Каждая из сторон выдвинула свои требования насчет урегулирования конфликта. Теперь же разговоры перешли к возможному участию посредников в переговорных процессах.

Свое видение этого вопроса президент России Владимир Путин выразил во время поездки в Астану. Он заявил, что решение конфликта через посредников ему «представляется маловероятным». «Прежде всего потому, что вряд ли посредник будет наделен полномочиями подписывать окончательные документы», - указал Путин. Более того, посредник не может быть наделен полномочиями, чтобы даже довести до подписания окончательных документов. «Кто может дать посредникам такие полномочия, которые бы могли поставить окончательную точку и положить конец этому противостоянию? Я просто считаю, что это маловероятно», - сказал президент. Однако он отметил, что в целом «само по себе посредничество приветствует», и напомнил о переговорном процессе в Стамбуле при участии Эрдогана.

Глава Украины Владимир Зеленский же в одном из интервью заявлял, что переговоры с Россией возможны по аналогии с договоренностями о зерновом коридоре: если разработанный документ устраивает украинское руководство, то посредники обсуждают его с Москвой. В качестве посредников, по мнению Зеленского, могут выступить представители стран «с любых континентов». О готовности Киева к переговорам с участием посредников сообщил и советник главы ОП Михаил Подоляк.

В связи с этими заявлениями на роль посредников выстроилась целая очередь. Сейчас активно обсуждается возможное участие в переговорном процессе премьер-министра Венгрии и председателя Совета ЕС на следующие полгода Виктора Орбана. На этой неделе он совершил визит в Киев и Москву. Как заявил венгерский министр по делам ЕС Янош Бока, Орбан выполняет роль посредника, который хочет прояснить позиции сторон по конфликту на Украине. Однако как председатель Совета ЕС он не имеет мандата на ведение с кем-либо переговоров.

Советник главы ОП Михаил Подоляк сразу отмел Венгрию в качестве кандидата в посредники. «Любая страна, которая серьезно настроена, чтобы проводить определенную работу, не будет публично выходить и говорить достаточно банальные вещи. Когда говорят: мы за немедленное прекращение огня - это значит, что страна не готова к миссии посредничества», - отметил советник ОП. В качестве примера посредничества других стран он, как и Зеленский, привел в пример процесс по зерновой сделке.

А вот в зерновой сделке в качестве посредника выступала Турция. Она же и поспешила о себе напомнить. 3 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна может заложить основу для соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной. А 6 июля министр иностранных дел Турции Хакан Фидан сообщил о необходимости создать «мирную платформу» для расширения усилий, предпринимаемых третьими странами для урегулирования конфликта России и Украины. Однако пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что Эрдоган не является возможным посредником в мирных переговорах.

В гонку за «посредничеством» внезапно подключилась и... Болгария! «Я искренне верю, что мы должны выступать за мирные переговоры, в которых Болгария выступит в качестве посредника»,- заявил и.о. премьер-министр страны Димитар Главчев. Это предложение он планирует вынести на обсуждение во время саммита НАТО, который пройдет 9-11 июля в Вашингтоне.

Впрочем, сколько бы стран ни претендовали на роль посредника, без согласия на это России все эти заявления ничего не стоят. Так может ли быть посредничество при решении конфликта между Россией и Украиной? И какие страны могут претендовать на эту роль? Об этом «МК» спросил у политолога Сергея Маркова:

«С одной стороны, Владимир Путин неоднократно заявлял, что Россия рада участию посредников. С другой стороны, Владимир Путин заявлял о том, что посредники не нужны. Как объясняется это противоречие? Очень просто. Россия приветствует участие посредников в переговорах. То есть участие стран, которые помогают сторонам конфликта прийти к компромиссным договоренностям, например, предоставляя переговорные площадки, как это делало руководство Белоруссии в Минске и руководство Турции в Стамбуле. 

Зеленский же говорит о другом посредничестве. Посредничестве по той модели, которая была в так называемой зерновой сделке. Такая модель предполагает, что переговоры между Россией и Украиной вообще не ведутся, и договор, соответственно, не подписывается между Россией и Украиной. Переговоры ведутся и Россией, и Украиной с неким международным посредником, и договор подписывается с ним же. С точки зрения России, это контрпродуктивно, поскольку означает отсутствие коммуникации между Россией и Украиной, а также то, что прямых обязательств друг перед другом страны не имеют.

Посредником может быть огромное количество стран: и Китай, и ОАЭ, и Саудовская Аравия, и Индонезия, и Бразилия. Стоит отдельно сказать, кто не может быть посредником. Посредником не может быть ни одна страна, которая поставляет Украине оружие, и ни одна страна, которая присоединилась к антироссийским экономическим санкциям. Поскольку это значит, что страны участвуют в войне против России».  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру