Севморпуть наш: Россия усиливает ледокольный военный флот

Капитан 1 ранга Гундаров рассказал о задачах новых военных кораблей ледового класса

На флоте пополнение. Ледокол «Евпатий Коловрат» проекта 2180М передан ВМФ России, а 28 июня из Санкт-Петербурга в море на заводские ходовые испытания впервые вышел головной многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин». 

Капитан 1 ранга Гундаров рассказал о задачах новых военных кораблей ледового класса
Фото: wikipedia.org

«Евпатий Коловрат» имеет полное водоизмещение 4080 тонн, длина - 82 метра, ширина 19 метров и осадка 4,6 метра. Скорость хода 14 узлов (примерно 26 км/ч), дальность плавания - 7600 миль, автономность - до 30 суток. Экипаж 30 человек. Ледопроходимость сохранена и заявляется на уровне льда метровой толщины. Кстати, у «Евпатия» впервые была импортозамещена энергетическая установка. Теперь она своя - созданная на Коломенском заводе.

Судно предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также тушения пожаров на аварийных объектах.

«Иван Папанин» – это многофункциональный патрульный корабль ледового класса, который объединяет функционал буксира, патрульного корабля и ледокола, способного преодолевать лед толщиной до 1,7 метра. Такие корабли предназначены для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов.

Флотское пополнение прокомментировал военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Владимир Гундаров.

По его словам, на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для Военно-морского флота сейчас строят два универсальных патрульных корабля ледового класса проекта 23550 шифр «Арктика». Это «Иван Папанин» и «Николай Зубов», названный так в честь известного советского океанолога, участника четырёх войн инженера-контр-адмирала Николая Зубова.

– «Иван Папанин» практически построен и сейчас находится на ходовых испытаниях в Балтийском море, – говорит эксперт. – Передать его Военно-морскому флоту планируют в декабре 2024 года. Второй корабль, «Николай Зубов», находится на стапеле завода в процессе строительства. Спуск его на воду предполагается осуществить в 3-м квартале 2024 года. Потом будет достройка на плаву, заводские, ходовые и государственные испытания. Сообщалось, что его должны передать флоту в конце 2025 года. Но на мой взгляд, это очень оптимистический вариант.  Если ничто не помешает,  по моим расчётам, он войдёт в состав ВМФ к 2027 году.

Главное в этой истории то, что дело строительства боевых ледоколов и вообще ледоколов для ВМФ сдвинулось с «мёртвого якоря». Семь лет назад в состав Северного флота вошел дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», построенный по проекту 21180. Так вот, это был ледокол, построенные для ВМФ впервые за 45 лет!

Кстати, строительство ледоколов по проекту 21180 тоже начиналось на «Адмиралтейских верфях». Отработав технологию строительства, и кооперацию подрядчиков, Адмиралтейские верфи»  к 2017 году передали  проектную документацию судостроительной фирме «Алмаз».

Сейчас «Алмаз» строит ледоколы класса «река-море» по упрощенному и более дешёвому проекту 21180М для Погранслужбы ФСБ России. Первый ледокол, получивший имя «Евпатий Коловрат», с марта проходит испытания у берегов Камчатки. Сообщение о его приеме в состав бригады кораблей Погрануправления ФСБ России по Восточному арктическому району ожидаем в ближайшее время.

Второй ледокол, получивший имя «Святогор», заложен в сентябре прошлого года и сейчас находится в процессе строительства на «Алмазе». Эти ледоколы будут обеспечивать соблюдение установленного правительством РФ режима плавания иностранных кораблей и судов по Северному морскому пути.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру