Конец «макронизма»: политолог Преображенская оценила успех ультраправых на выборах во Франции

Президенту Франции становится совсем некомфортно в Елисейском дворце

Ультраправая партия Марин Ле Пен «Национальное объединение» (RN) одержала победу в первом туре парламентских выборов во Франции, приблизившись к власти как никогда ранее. «Серебро» завоевал левацкий альянс. А партия президента страны Эмманюэля Макрона оказалась на замыкающем третьем месте.

Президенту Франции становится совсем некомфортно в Елисейском дворце

Согласно окончательным результатам, опубликованным Министерством внутренних дел 1 июля, после необычно высокой явки «Национальное объединение» набрала 33,15 процента голосов, в то время как левая коалиция «Новый народный фронт» (NFP) заняла второе место с 27,99 процентами, а партия президента Эмманюэля Макрона «Вместе за Республику» опустилась на третье место с 20,76 процентами.

Выборы, которые президент Макрон назначил после того, как его партия потерпела поражение от ультраправой партии Марин Ле Пен на выборах в Европейский парламент в начале июня, могут привести к тому, что хозяину Елисейского дворца придется провести оставшиеся три года своего президентского срока в неловком партнерстве с премьер-министром от оппозиции.

Когда были объявлены результаты, глава лидирующей партии Марин Ле Пен поспешила подчеркнуть, что ключевое значение будет иметь голосование в следующее воскресенье, 7 июля.

«Демократия заговорила, и французский народ поставил «Национальное объединение» и его союзников на первое место – и практически уничтожил макронистский блок», — заявила она, добавив: «Ничего не выиграно — и второй тур будет решающим».

Премьер-министр Франции Габриэль Атталь призвал избирателей не допустить, чтобы “Национальное объединение» получило большинство, но сообщил, что левацкая партия Меланшона «Непокоренная Франция» «препятствует созданию надежной альтернативы» ультраправому правительству.

Ещё один союзник Макрона бывший премьер-министр Эдуард Филипп отметил: «Не следует отдавать голоса ни за кандидатов от «Национального объединения», ни за кандидатов от «Непокоренной Франции», с которыми мы расходимся в фундаментальных принципах».

Решение Эмманюэля Макрона о проведении досрочных выборов – первых во Франции с 1997 года – застало врасплох не только обычных граждан, но даже его ближайших союзников. Воскресное голосование 30 июня состоялось на три года раньше, чем предполагалось, и всего через три недели после того, как партия Макрона потерпела поражение на выборах в Европейский парламент.

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Арина Преображенская в беседе с «МК» оценила перспективы второго тура парламентских выборов во Франции: «Конец макронизму: есть два варианта — либо “Национальное объединение” наберет абсолютное большинство, либо нет. Теоретически это возможно, но практически создается расклад, когда объединяются левые кандидаты. Ситуация остается неопределенной, явка гораздо выше, на выборах в Европарламент была 45 процентов, сейчас 66–67».

«Макрон зря это сделал, для многих политиков это осталось загадкой. От него уже дистанцируется премьер-министр Атталь, его бывшие сторонники. Эти выборы свидетельствуют о радикализации общественных дебатов, потому что крайние полюса политического спектра показывают наиболее весомые результаты», — комментирует эксперт.

Арина Преображенская подчеркнула, что в случае, если по итогам второго тура ни у кого не будет абсолютного большинства, возникнет кризис режима и образуется техническое правительство: «Макрон остается президентом, но в кабинет назначаются какие-то известные юристы, экономисты, члены гражданского общества. Другое дело, что это правительство можно свергнуть в любой момент, но это будет понятно после определения точного расклада сил, потому что Жордан Барделла (председатель партии "Национального объединения" — «МК») заявил, что он не станет премьер-министром без абсолютного большинства. То есть, если его партия получит 270 мест в парламенте, и ему будет не доставать 19 мест — пойдет он в премьеры или не пойдет?».

— Что может случиться с техническим правительством?

— Свержение. Оно выносится вотумом недоверия. Если есть абсолютное большинство, то правительство нельзя никак сдвинуть, а если относительное большинство, то есть не набирается 289 человек, то любой сговор противоборствующих партий и правительство снимается.

— Насколько ситуация складывается для Макрона?

— Мне кажется, все идет к какой-то неуправляемости. Макрону в прошлый раз по итогам выборов в 2022 году было некомфортно, а сейчас ещё хуже. Парламент он не может распустить раньше, чем через год. Он или подает в отставку, и тогда назначаются новые президентские выборы, тогда новый лидер страны может назначить другие парламентские выборы, что в преддверии Олимпийских игр будет не здорово. Но, как выяснилось, Макрон склонен к непредсказуемым решениям, или он будет терпеть и искать большинство. А в этом случае будет хрупкая ситуация для принятия спорных законопроектов, потому что 2–3 депутата против – и конец. Как Макрон будет проводить какие-то реформы — тоже вопрос. 

По мнению эксперта, сейчас президент Франции смотрит какая у него расстановка сил в каждом департаменте. Эти выборы покажут, насколько французы хотят сменить власть или просто решили ее попугать. Надо сказать, что многих избирателей левый блок "Непокорённая Франция" беспокоит больше, чем крайне правое “Национальное объединение”. Но уже в прошлый раз республиканский фронт зашатался, а в этот раз — совершенно непонятно. Меланшон (основатель партии "Непокорённая Франция" — прим. «МК») многих больше пугает, чем Барделла и Марин Ле Пен, которые привлекают широкий спектр избирателей».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29308 от 2 июля 2024

Заголовок в газете: Пятую республику затрясло

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру