В некотором смысле, путч стал кульминацией напряженности, которая назревала в Боливии в течение нескольких месяцев, когда протестующие хлынули в столицу страны на фоне острого экономического кризиса и борьбы двух политических титанов за контроль над правящей партией, отмечает Associated Press.
В то же время попытка путчистов захватить дворец, по-видимому, не получила сколько-нибудь значимой поддержки, и даже соперники Арсе быстро сплотили ряды, чтобы защитить демократию и откреститься от мятежа.
Что, по-видимому, послужило причиной этого? Как подчеркивает Associated Press, похоже, что мятеж в среду возглавил главнокомандующий армией Хуан Хосе Суньига, который заявил журналистам, собравшимся на площади перед дворцом, что “Несомненно, скоро будет сформирован новый кабинет министров; наша страна, наше государство не может так дальше продолжаться”. Но он добавил, что признает президента Арсе главнокомандующим “на данный момент”.
Суньига прямо не сказал, был ли он лидером мятежа, но во дворце, где за его спиной раздавались взрывы, он сказал, что армия пытается “восстановить демократию и освободить наших политических заключенных”.
Президент Арсе приказал ему отозвать своих солдат, заявив, что не допустит неповиновения. Позже он официально отстранил Суньигу от занимаемой должности.
Что стоит за недавней напряженностью?
Боливийцы все чаще страдают от медленного экономического роста, растущей инфляции и нехватки долларов — резкого изменения по сравнению с предыдущим десятилетием, которое некоторые называли “экономическим чудом”, напоминает Associated Press.
В 2010-х годах экономика страны росла более чем на 4% почти каждый год, пока пандемия коронавируса не столкнула ее в пропасть. Но проблемы начались раньше, в 2014 году, когда цены на сырьевые товары резко упали, и правительство прибегло к помощи своих валютных резервов, чтобы поддержать расходы. Затем она использовала свои золотые резервы и даже продала долларовые облигации на местном уровне.
Луис Арсе занимал пост министра финансов в течение почти всего десятилетия активного экономического роста при президенте Эво Моралесе. Вступив в должность президента в 2020 году, он столкнулся с мрачными экономическими последствиями пандемии COVID-19. Сокращение добычи газа положило конец бюджетной экономической модели Боливии.
Сегодня она исчерпана, утверждает Associated Press. Пытаясь приобрести топливо, автомобилисты выстраиваются в очереди у заправочных станций, испытывающих нехватку горючего. В этом году Международный валютный фонд прогнозирует экономический рост в стране всего на 1,6%. Если не считать снижения темпов пандемии в 2020 году, это будет самый медленный экономический рост в Боливии за последние 25 лет.
На фоне этого экономического отчаяния президент Арсе и бывший лидер Эво Моралес вступили в политическую борьбу, которая парализовала усилия правительства по преодолению кризиса. Например, союзники Моралеса в Конгрессе последовательно препятствовали попыткам Арсе взять на себя долговые обязательства, чтобы ослабить давление.
Насколько исключительной является попытка переворота?
По некоторым подсчетам, с момента обретения Боливией независимости в 1825 году произошло более 190 попыток государственных переворотов и революций, что привело к повторяющемуся циклу конфликтов между политической элитой в городских районах и бесправным сельским населением, констатирует Associated Press.
Это даже не первая предполагаемая попытка государственного переворота за последние годы. В 2019 году Моралес, на тот момент первый президент Боливии из числа коренных народов, баллотировался на третий срок в нарушение конституции. Он выиграл спорное голосование, вызванное обвинениями в мошенничестве, что вызвало массовые протесты, в результате которых погибли 36 человек и которые вынудили Моралеса уйти в отставку и бежать из страны.
К власти пришло временное правительство правой оппозиции во главе с Жанин Аньес, а Движение Моралеса за социализм, известное под испанской аббревиатурой MAS, назвало это государственным переворотом.
Луис Арсе, избранный преемником Моралеса, победил на выборах, пообещав восстановить процветание Боливии, которая когда-то была основным источником природного газа в Латинской Америке.
Моралес, который по-прежнему пользуется значительной поддержкой фермеров, выращивающих коку, и профсоюзных работников, очевидно, был недоволен тем, что Арсе беспрепятственно баллотировался на переизбрание, утверждает Associated Press. Вернувшись из изгнания, харизматичный популист в прошлом году объявил о планах участвовать в президентской гонке 2025 года, что положило начало ожесточенной борьбе за контроль над расколовшимся Массачусетсом.
Каждый из них стремится заручиться поддержкой самого себя и подорвать позиции своего бывшего союзника. Эта политическая борьба парализовала усилия правительства по преодолению углубляющегося экономического кризиса, и аналитики предупреждают, что социальные волнения могут стать взрывоопасными.
“Арсе не хватает харизмы, политических навыков и наследия Эво Моралеса. Но он контролирует государственный аппарат”, - сказал в текстовом сообщении Бенджамин Гедан, директор программы Латинской Америки в вашингтонском центре Уилсона. “В обычных условиях предстоящие выборы послужили бы предохранительным клапаном. Но сейчас, когда кандидатура Эво находится в подвешенном состоянии, оппозиция разделена, а экономика в беспорядке, Боливия явно находится на грани”.
Несмотря на разногласия, оба лидера поспешили осудить в среду то, что они назвали попыткой государственного переворота. То же самое сделал бывший временный президент Боливии Аньес, который в эфире телеканала X заявил, что Арсе и Моралес должны быть отстранены от власти в 2025 году.
Лидеры Чили, Парагвая, Бразилии, Эквадора и ЕС также выразили свою поддержку.
“Мы решительно осуждаем неприемлемое применение силы подразделениями армии этой страны”, - заявил президент Чили Габриэль Борич. “Мы не можем мириться с каким-либо нарушением законного конституционного порядка ни в Боливии, ни где-либо еще”.
“Это динамичная ситуация, и в Боливии существует долгая история военных переворотов, но за Арсе стоит множество местных и глобальных влиятельных лиц”, - сказал Брайан Уинтер, вице-президент базирующегося в Нью-Йорке Совета Америк.