Напомним, что о некой показательной акции устрашения для американского беспилотника Global Hawk накануне вечером рассказал бывший летчик-истребитель админ популярного авиационного канала «Fighterbomber». Якобы, в небе отработал наш сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31.
Новость официально не подтверждена ни одной из сторон, и подробности летчик-истребитель обещает предоставить позже. «МК» побеседовал с Заслуженным военным летчиком России генерал-майором в запасе Владимиром Поповым, который рассказал о перспективных технологиях, которые теоретически могли быть применены.
- Сегодня в мире есть технологии, которые позволяют добиваться локального изменения климата, - говорит генерал. - В ограниченном районе мы можем, например, вызвать выпадение осадков даже при безоблачном небе. Есть специальные реагенты, выброс которых с определенной высоты вызывает образование влаги и выпадение осадков. Все это можно в принципе организовать, но это очень дорого и технология еще не отработана.
Можно, например, воздействовать на верхние слои атмосферы, обеспечивая так называемый «разгон облаков», и тогда в определенном месте появляется возможность вызвать необычные явления, например, турбулентность. Искусственно турбулентность может вызвать разброс реактивов. Частицы некоторых веществ распыляются, воздействуют на воздушные массы и вызывает осадки. Примерную технологию используют, например, когда необходимо разогнать облака перед пролетом авиации над Москвой в День Победы. Впрочем, разгонять облака — дорогостоящее мероприятие, которое, как правило, вызывает ливни в соседних регионах.
Эта идея лежит на поверхности. Ее пробуют реализовывать. Проводились опыты, эксперименты, но до того, чтобы ее использовать при выполнении задач по наведению турбулентности и возникновению струйных течений воздушных масс — до этого еще далеко.
Эксперт рассказал, что в случае возникновения турбулентности и осадков у беспилотника-разведчика могут ухудшаться работоспособность двигателя, изменяться аэродинамические способности.
- Реагенты, различные присадки могут засорять входные устройства и компрессор двигателя, оставаться на лопастях винта. Турбовинтовой двигатель или реактивный засасывает воздушную массу вместе с примесями, которые затем откладываются во входном устройстве и на лопатках компрессора. А это ухудшает работу двигателя. Но чтобы вызывать такие процессы, надо воздействовать очень масштабно. Так что пока об этом говорить очень рано.