Напомню, накануне поздно вечером авиационный ресурс, который ведет бывший летчик-истребитель, выдал сенсацию, намекнув, что наши асы начали проводить работу по вытеснению вражеских беспилотников-разведчиков над Черным морем.
Американцы, опасаясь потери своего беспилотника-разведчика из-за «повышенной турбулентности», увели его из опасной зоны. Чуть позже канал более предметно пояснил, что речь идет об американском очень дорогом беспилотнике Global Hawk, а в акции устрашения принимал участие наш истребитель МиГ-31.
Новость вызвала бурное обсуждение. Многие отметили, что никаких Global Hawk накануне в акватории Черного моря не было. В то же время другие возразили, что активность разведавиации НАТО в Черном море круглосуточная. И если борт не виден на сервисе отслеживания воздушного движения «Flightradar», это не значит, что его там нет.
«Программка в интернете - это развлекалово для блогеров. А парни прилетают «посветить» к нам серьезные. Плюс обычно удар ракетами сопровождается прохождением их спутников над Крымом», - написал один из каналов.
По словам Заслуженного военного летчика РФ Владимира Попова, организовать полеты наших высотных самолетов для создания зоны турбулентности вокруг вражеского летательного аппарата, можно.
- Наши самолеты в этом случае могут создавать спутный след от реактивных двигателей, который на больших высотах сохраняется, а потом плавно опускается под силой тяжести воздушных масс, - говорит генерал. - Это может влиять на полеты малоскоростных реактивных или турбовинтовых самолетов. Тем более беспилотников.
Но для Global Hawk это не такие уж критичные условия, потому что он сам по себе массивен, может развивать большую скорость. Кроме того, он устойчив к таким аэродинамическим условиям, как, например, «болтанка». Может даже пройти через «трубу» - слой воздушных масс, которые вызываются струйными течениями.
Если он долго будет находится в струйном течении, то ему придется поменять эшелон. Но гарантировать, что что-то случилось с беспилотником после того, как там пролетел наш МиГ-31, я не могу. Хотя чисто теоретически это возможно.
В то же время эксперт не исключает, что если наш самолет пролетел близко от беспилотника, то вызванное им возмущение воздушных масс могло повлиять на работу «американца». Владимир Попов также напомнил, что беспилотники-разведчики, как правило, летают на высоте 12-18 километров. На максимальную высоту 18-20 километров поднимаются крайне редко.
- Им нужно достаточно много времени, чтобы набрать эту высоту, мощности двигателя будет недостаточно, хотя крыло у них как у лайнера — размах огромный, и подъемная сила может реализоваться за счет вертикальных потоков воздушных масс, которые могут его дополнительно поднимать. Но поднять на такую высоту, скажем, над морем проблематично. Потому что над морем метеообстановка кратковременна — один поток аппарат поднимает, другой тут же может начать снижать. Надо хорошо знать метеокарту, особенности района. У американцев, я думаю, такой возможности нет. Над турецкой зоной они обеспечены таким контролем метеоданных, но данных о нашей зоне у них нет.
Что касается нашего высотного перехватчика МиГ-31, то он, по словам Владимира Попова, может спокойно подниматься на высоту 20 километров и выше.
- Он летает на высоте 20 километров, есть рекордные полеты более 20 километров, - говорит он. - А так, стандарт для него - от 12 до 20 километров, где он может работать с вооружением, выполнять патрулирование, «разминать свои мышцы», в том числе создавать условия турбулентного потока галсами - ходить возвратно-поступательными движениями. Например, самолет пролетел 2-3 километра вперед, затем развернулся и параллельно пошел этим же курсом назад. Опять развернулся, а затем снизился курсом и снова пошел галсами. А этот поток потом медленно будет снижаться и закрывать какую-то площадь. Но это дорогой способ гонять самолеты. Теоретически такая возможность есть. Но в экономическом плане выгода отсутствует.
Военный летчик также поделился своим опытом попадания в так называемый спутный след:
- Я летал на больших высотах в групповых полетах и попадал в спутный след — в след от впереди идущего самолета. Да, возникают большие колебания, резко меняется подъемная сила, возникает «болтанка», когда попадаешь в след от самолета, особенно большого.