Президенты Молдавии и Украины Майя Санду и Владимир Зеленский 21 июня подписали указы о начале переговоров о вступлении стран в Европейский союз. В документах также были указаны составы делегаций для участия в обсуждении этого вопроса. Украинскую сторону будет представлять вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, а молдавскую — вице-премьер по вопросам европейской интеграции Кристина Герасимова.
Страны Евросоюза торопились с началом переговорного процесса. Дело в том, что с 1 июля председательство в Совете ЕС перейдет к Венгрии, которая тормозит большинство инициатив, связанных с Украиной. Поэтому начать обсуждение этого вопроса было необходимо до получения Будапештом соответствующих полномочий.
Процесс получения членства делится на три этапа. Сначала ЕС определяет темы переговоров и необходимые меры, которые доведут страну до европейский стандартов. После выполнения всех требований Еврокомиссии выносит заключение о готовности государства стать членом Евросоюза. А затем за это решение голосуют парламенты всех страны-членов ЕС — на сегодняшний день их 27.
В вопросе предоставления членства Украине одним из краеугольных камней остается аграрный вопрос. Внутриевропейский рынок бастует против появления нового серьезного игрока. Протесты против украинского зерна вспыхнули даже в наиболее дружественной Польше.
Аналогичная проблема может быть связана и с предоставлением членства Молдавии, отмечает в разговоре с «МК» политолог Дмитрий Кисеев.
«Молдова — аграрная страна, производитель пшеницы, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. Прежде всего это вопрос того, останутся ли для фермеров квоты и заградительные барьеры для молдавской продукции. Главная задача Кишинева — выторговать хорошие условия для собственных производителей, а ключевой вопрос ЕС — не перевернет ли европейский рынок приток дешевой продукции из Украины и Молдовы», — отметил эксперт.
По его словам, еще одним моментом, который будет обозначен в ходе переговоров, — энергетика. Кишинев покупает электроэнергию у Молдавской ГРЭС в Приднестровье, которая принадлежит российской компании «Интер РАО». Страна также не может в полной мере отказаться от поставок российского газа. Эти вопросы нуждаются в проработке, поскольку государство не может идти к одному центру силы и зависеть от другого, считает Кисеев.
Среди прочего решения требуют вопросы законодательства, проработка социальной сферы, решения проблем с бюджетом, а также не менее важный — статус молдавских мигрантов в ЕС. Вместе с тем Санду считает, что все эти моменты удастся решить уже к 2030 году. Такую же оценку, но в отношении Украины давал глава Евросовета Шарль Мишель.
В действительности практически невозможно предсказать, как долго продлится процесс вступления этих стран. Только переговоры о самом вступлении могут занять годы. И даже если государство выполнит все условия, то получению членства могут препятствовать другие члены ЕС. Как это сегодня, например, делает Венгрия в отношении Украины.
В итоге некоторые страны десятилетиями находятся в «приемной» Евросоюза. Один из известных примеров — Турция, которая остается в кандидатах на получение членства еще с 1999 года. Процедурно самыми близкими к ЕС странами являются Сербия, Черногория, Северная Македония и Албания. Однако и они ожидают своей очереди больше 15 лет.