Запад усомнился в светлом будущем: профессор Жданов оценил американо-китайскую энергетическую войну

«Америка уже не возглавляет прогресс – и это грозит ей потенциальной катастрофой»

На Западе усомнились в собственном светлом будущем. «Светлом» - в буквальном смысле. Американские аналитики обнаружили опасное отставание США от Китая в технологиях «солнечной» энергетики. Что сулит американцам это отставание, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

«Америка уже не возглавляет прогресс – и это грозит ей потенциальной катастрофой»

На Западе усомнились в собственном светлом будущем. «Светлом» - в буквальном смысле. Американские аналитики обнаружили опасное отставание США от Китая в технологиях «солнечной» энергетики. Что сулит американцам это отставание, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, почему вполне естественный научно-технический прогресс, в данном случае – переход к солнечным батареям и прочим аккумуляторам, вызвал в США такую тревогу? Ведь Америка исторически олицетворяла любой прогресс. Более того, возглавляла его!

– В вашем вопросе скрыт ответ: Америка уже не возглавляет прогресс – ни научно-технический, ни социальный, ни экономический. Никакой. И это грозит ей потенциальной катастрофой. История с «солнечной» энергетикой – лишь фрагмент общей иллюстрации ее печального (возможно) будущего.

– Что за история?

– В общих чертах ситуацию обрисовало авторитетное издание The Economist в статье «Экспоненциальный рост солнечной энергетики изменит мир» от 20 июня. Если отбросить словесную шелуху, которая присуща западной прессе, то суть сводится к тому, что примерно к 2035 году и уж почти точно к 2040-му человечество откажется от углеводородных и даже атомных энергоносителей и полностью перейдет на «зеленую», в основном – солнечную энергетику (все эти утверждения – на совести авторов статьи). Именно благодаря такой энергетике можно будет создавать ошеломительно дешевые товары (солнце ведь для всех – бесплатное), улучшать качество жизни для самых обездоленных – например, очень дешево опреснять воду, обогревать и освещать дома, сделать доступными многие товары и услуги. В общем, творить всяческие чудеса.

В тексте приводятся многочисленные научные выкладки, исторические экскурсы, сравнения с прошлыми показателями, цифры, проценты… Но суть понятна: солнце и только солнце – это жизнь.

При этом со скорбью приводится страшная цифра: около 600 миллионов человек на планете до сих пор живут без электричества. Вообще. Почему-то у них так и не загорелась «лампочка Ильича». Видимо, таких бедняков и собираются «осветить». Правда, в статье забыли упомянуть, что эти 600 миллионов – в основном африканские жители бывших британских и прочих европейских колоний.

– Не пойму – к чему эти брызги пафоса? Чтобы обнадежить 600 миллионов бывших рабов англичан и разных прочих французов? Так ведь к 2040 году половина из них (в лучшем случае) не доживет до такого счастья.

– Разумеется, мы все помним нашего великого Некрасова: «Жаль, только жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе». Но тут тревога авторов статьи вовсе не об обделенных «светом» жителей бывших европейских колоний. Бог с ними. Вопрос ставится совершенно иначе: кто должен осуществлять новую электрификацию планеты?

– И кто?

– Догадайтесь. Конечно же, США (по замыслу). Ну, какие-то крохи, как предполагалось, перепадут верным сателлитам. Но тут очень не вовремя (кто бы мог подумать?) влез со своими технологиями и промышленными мощностями Китай. И как-то все очень неприятно изменилось.

– Что изменилось?

– Повторюсь: все. Буквально. Все эти благостные мечты о «животворящих» солнечных батареях разбиваются о суровую реальность: кто их производит? Даже не так: кто их производит больше всех? А дальше потянулась неизменная ниточка, вернее – стальной трос, связующий экономику в любом виде (и энергетику) с военным производством. Конечно же, на сцену вышел все тот же Китай.

– А что их удивило?

– Скорее, напугало. В опубликованном в War On The Rocks 20 июня докладе «Батареи как военный инструмент» Джозеф Вебстер из Глобального энергетический центр Атлантического совета и Инициативы по безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (США) пишет: «Батареи, о которых часто забывают, могут незаметно изменить баланс военной мощи. Хотя литий-ионные аккумуляторные батареи материкового Китая полезны для достижения экономических целей и целей декарбонизации в Соединенных Штатах, Европе и других странах, его аккумуляторный комплекс представляет потенциальную угрозу безопасности, особенно в случае непредвиденной ситуации вокруг Тайваня».

Напомню, декарбонизация - это снижение углеродного следа, тянущегося за большинством промышленных операций. Цель декарбонизации – сократить, а в идеале исключить выбросы СО2 (углекислого газа), чтобы затормозить климатические изменения. То есть, речь об экологии.

– Этому, видимо, должны способствовать солнечные батареи?

– Да, но суть вовсе не в этом. Проблема в том, что, по мнению Джозефа Вебстера, «аккумуляторы становятся все более важной особенностью в военном деле, их применение варьируется от дизель-электрических подводных лодок до беспилотных платформ и многого другого. Кроме того, тревогу вызывает синергия между китайскими аккумуляторными, беспилотными и судостроительными комплексами. Однако существует лишь ограниченное признание растущей важности батарей в военных делах, особенно в случае чрезвычайной ситуации вокруг Тайваня.

В то время как предпринимаются позитивные шаги по ограничению промышленного и технологического потенциала Пекина в области аккумуляторов, система альянсов, возглавляемая Вашингтоном и Брюсселем, должна действовать более энергично».

– Более энергично – это как?

– Тут я вряд ли чем-то вас удивлю: американцы намерены действовать в своей обычной силовой манере. Вебстер рекомендует: «Чтобы ограничить аккумуляторный комплекс Китая, Соединенным Штатам и их союзникам следует продолжать поэтапное введение тарифов на китайский экспорт литий-ионных батарей для энергосистем и электромобилей. Учитывая важность снижения рисков зависимости от единственного поставщика, Вашингтон и Брюссель должны работать вместе, чтобы снизить риски в цепочках поставок, особенно в сфере добычи и переработки сырья, такого как графит, никель и литий.

Кроме того, Запад должен гарантировать, что любая передача аккумуляторных технологий не поможет китайской оборонно-промышленной базе. Хотя, откровенно говоря, китайские батареи часто находятся на переднем крае технологий».

– Запретить кому-то – это в их стиле. А слабо самим что-то сделать?

– Запад и США, в частности, трудно упрекнуть в неумении что-то сделать своими руками. Европейцы, а затем американцы на протяжении нескольких веков были учителями в науке и технике всего мира. Наш Петр Первый многому научился у Европы - хорошему, полезному, да и плохому тоже. Но тут уже не вина Европы…

Увы, все учителя со временем дряхлеют и порой не успевают за изменениями, что происходят в мире. Так и Запад чувствует свое отставание.

Поэтому Вебстер и советует: «Помимо ограничения аккумуляторного комплекса Китая, свободный мир (!), особенно Соединенные Штаты, должен укрепить себя за счет расширения емкости и возможностей собственных аккумуляторов.

Это повлечет за собой бюджетные инвестиции, реформирование обременительных требований к выдаче разрешений, принятие новых политических механизмов и стимулирование исследований и разработок.

Эти шаги, предпринятые в тандеме, снизят вероятность того, что Пекин первым добьется технологического прорыва в области еще более совершенных батарей, таких как твердотельные батареи, которые могут изменить правила игры в коммерческих приложениях и потенциально использоваться в военных целях».

В самой Америке, считает Вебстер, «чтобы ускорить развитие аккумуляторной промышленности США и получить связанные с этим стратегические, экономические и экологические выгоды, политикам следует достичь двухпартийного соглашения, которое упростит рассмотрение всех энергетических проектов, включая возобновляемые источники энергии, ядерную энергетику, добычу критически важных материалов из нефти и газа. Обеспечение того, чтобы Соединенные Штаты могли быстро построить инфраструктуру, укрепит арсенал производственных мощностей Америки, сдерживая потенциальных противников».

– Как эти идеи предлагается воплотить в жизнь?

– У западных экспертов есть по этому поводу определенные мысли и наработки. Так, Вебстер предлагает, что «страны, возглавляемые Вашингтоном и Брюсселем, должны совместно работать над ограничением китайского аккумуляторного комплекса путем поэтапного введения тарифов. В то же время они также должны развивать собственную промышленную базу и технологический потенциал.

Инвестиции в аккумуляторы в США резко выросли после принятия Закона о снижении инфляции в августе 2022 года. Совокупные инвестиции с четвертого квартала 2022 года по первый квартал 2024 года составили 42,2 миллиарда долларов. По данным Clean Investment Montor, инвестиции в аккумуляторы в первом квартале 2024 года составили 11,4 миллиарда долларов, что является рекордным показателем и на 486 процентов выше, чем за тот же период в 2022 году. Компания TDK недавно объявила о прорыве, который позволит ей увеличить плотность энергии в 100 раз по сравнению с текущим уровнем. Применение тарифов на аккумуляторы китайского производства создает пустоту, которую могут заполнить западные производители.

Развитие западной «промышленной базы по производству аккумуляторов» потребует надежной цепочки поставок. Соединенные Штаты и критически важные партнеры по коалиции — особенно Южная Корея, Япония, Австралия, Канада и Тайвань — должны стремиться быстро снизить риски потенциальных узких мест в цепочке поставок, поскольку ограничения Пекина на графит в октябре 2023 года показывают, что он будет продолжать пытаться использовать любые уязвимости. В противном случае, как показывает недавняя статья в журнале Foreignaffs, дефицит в добыче и переработке аккумуляторных металлов может задушить цепочку поставок аккумуляторов коалиции. Чтобы справиться с рисками в цепочке поставок, политикам следует принять творческие механизмы, такие как создание новых ориентиров, финансирование инструментов хеджирования, создание ценового страхования и поддержание стратегических резервов.

Для создания надежной цепочки поставок аккумуляторов потребуется работать с союзниками и партнерами по различным сырьевым товарам в горнодобывающем секторе. Например, запасы графита сосредоточены в Турции и Бразилии. Индонезия и Австралия обладают крупнейшими в мире запасами никеля.

Кроме того, Китай все больше опережает Соединенные Штаты и другие страны в научных исследованиях, в том числе в области материаловедения, химии и инженерии.

Учитывая потенциальное военное применение батарей, Западу следует внимательно изучить свою отраслевую политику передачи технологий.

Китайский аккумуляторный комплекс обладает технологическим преимуществом во многих отношениях. Ведущие западные аккумуляторные державы должны гарантировать, что они способны предотвратить утечку в Китай передовых технологий – особенно твердотельных батарей – которые имеют существенное военное применение».

– Действительно, не похоже, что американский эксперт взревновал, что Китай быстрее и качественнее поможет с электроэнергией бывшим колониальным рабам европейцев в той же Африке… Его тревожит отнюдь не благотворительность.

– Согласен, смешно. Господина Вебстера тревожит аккумуляторный комплекс Китая, который органично дополняет военный потенциал. Вебстера очень беспокоят воздушные и прочие дроны, особенно средства одностороннего нападения. Он вполне здраво рассуждает, что в в то время как ударные дроны одностороннего действия с литий-ионными двигателями уже произвели революцию в боевых действиях во время конфликта на Украине, ограничивая маневры в дневное время, беспилотные летательные аппараты могут сыграть еще большую роль в любой конфронтации из-за Тайваня: «Производство Китаем дронов двойного назначения превосходит производство как на Украине, так и в России. Единственный китайский производитель дронов DJI занимает 90 процентов мирового рынка. Хотя военные и гражданские дроны имеют разные роли и возможности, Китай мог бы перепрофилировать линии по производству гражданских дронов для нужд своих вооруженных сил, точно так же, как он будет использовать свои гражданские судостроительные верфи для ремонта собственного военно-морского флота во время войны. Промышленные мощности материкового Китая по производству воздушных дронов и аккумуляторов, а также его близость к Тайваню, могут оказаться важными в конфронтации».

– Все-таки сомнительно, что главными источниками энергии для дронов будут только аккумуляторы. Надолго ли их хватит?

– Некоторые западные эксперты тоже так думают. По их мнению, роль таких батарей в воздушной сфере будет ограничена.

– Но так ли это?

– Пока что – так. Благодаря большей плотности, бензин сохраняет гораздо больше энергии, чем аккумуляторы того же веса. Джастин Бронк и Джек Уотлинг из аналитического центра RUSI утверждают: «Для применений, требующих легких полезных нагрузок на коротких дистанциях в течение ограниченного периода времени, электроэнергия обычно является предпочтительным решением, в то время как чем длиннее требуемая дальность и тяжелее полезная нагрузка, тем более продуктивнее становится интенсивное сгорание в двигателях, работающих на топливе».

Тот же Вебстер учитывает, что большую часть года в Тайваньском проливе дует сильный ветер (лето является важным исключением), который может ударить по небольшим платформам с дронами и, вероятно, сделать их неработоспособными. Наконец, что немаловажно, большинство дронов с видом от первого лица имеют ограниченную дальность действия — от пяти до 20 километров, что недостаточно для того, чтобы достичь от Тайваня до материкового Китая и наоборот без корректировок.

Таким образом, считает Вебстер, аккумуляторы будут играть важную, но, вероятно, ограниченную роль в парке воздушных дронов Китая. Тем не менее, прорывы в области аккумуляторных технологий, особенно повышение плотности энергии, могут повысить значимость воздушных дронов в случае непредвиденной ситуации над Тайванем.

– Но ведь дроны могут запускаться не только с суши, но и с плавающих платформ?

– Это тоже вызывает тревогу американских аналитиков. Вебстер пишет, что «есть признаки того, что китайский военно-морской флот расширяет использование дронов в операциях. Китай недавно запустил первый в мире специализированный носитель дронов и построил как минимум два базовых корабля для дронов. Соответственно, китайский военно-морской флот, похоже, начинает использовать возможности роя дронов. Многие, а возможно, и большинство из этих дронов будут работать на бензине, дизельном или реактивном топливе, но одноразовые дроны с питанием от литий-ионных аккумуляторов также могут сыграть свою роль.

Синергия между возможностями Китая по производству воздушных дронов, мастерством судостроения и его аккумуляторным комплексом должна быть в центре внимания коалиционных военных планов (США и их союзников).

Батареи, вероятно, окажутся еще более важными для морской сферы, которая станет решающим фактором в любой конфронтации из-за Тайваня».

– Где конкретно в морской сфере?

– Вебстер говорит об использовании аккумуляторов в беспилотных подводных, надводных кораблях и даже неатомных подводных лодках. Эксперт прогнозирует серьезный качественный переворот в военно-морском деле: «Большинство военно-морских сил стран, особенно те, у которых нет доступа к атомным реакторам, эксплуатируют дизель-электрические подводные лодки с двигательными батареями, заряжаемыми от генераторов, работающих на дизельном топливе. При существующих свинцово-кислотных батареях дизель-электрические подводные лодки часто должны подниматься ближе к поверхности, что позволяет им очищаться от выхлопных газов и перезаряжать батареи. Но это повышает риск обнаружения.

Подводные лодки с литий-ионными батареями имеют улучшенные характеристики. Например, меньший риск обнаружения, большую выносливость под водой и более высокие скорости для спринта.

Кстати, японский военно-морской флот является единственным флотом, эксплуатирующим дизель-электрические подводные лодки с литий-ионными батареями. Хотя Соединенные Штаты в настоящее время сами не эксплуатируют дизель-электрические подводные лодки, возможно их сотрудничество не только с японскими, но и с южнокорейскими верфями. Но китайский аккумуляторный комплекс за последние годы добился неоспоримых успехов и во многих отношениях является более технологически продвинутым, чем комплекс глобального Запада.

Китайские твердотельные батареи предлагают еще большие возможности, чем литий-ионные, включая большую плотность энергии, емкость и дальность действия. Твердотельные батареи имеют преимущество перед литий-ионными в предотвращении пожаров, которые представляют собой серьезную опасность на борту подводных лодок. Хотя твердотельные батареи еще не коммерциализированы из-за стоимости и технических проблем, военные заказчики, в том числе в Китае, не так чувствительны к цене. Таким образом, разработка твердотельных батарей (чего очень опасаются американцы) может существенно повысить производительность как дизель-электрических подводных лодок, так и беспилотных систем под, на и над поверхностью».

– Что-то рассуждения о дешевом свете в каждой бедной лачуге плавно сместились к боевым дронам и подводным лодкам, тоже – боевым…

– Не изображайте удивление. Все, как обычно. На самом деле американцы ратуют не о помощи всему человечеству путем облагодетельствования этого человечества дармовой электроэнергией – скажем, солнечной. Как бы не так – среди нынешней западной элиты мало поклонников, тем более - читателей произведений фантастов-философов и где-то даже пророков Айзека Азимова, Ефремова или братьев Стругацких. Да и вообще, мало читателей хоть чего-нибудь в принципе. Поэтому дешевую энергию они намерены использовать исключительно в войне за мировое доминирование и очень сожалеют, что опаздывают в подготовительной гонке к такой войне, уступая Китаю. Поэтому делают все, чтобы не ускорить научно-технический прогресс, а застопорить его. Мол, если не мы первые и главные, то пусть – никто. Демократия, однако.

Вот только засияет ли именно для них то самое Солнце, на которое они возлагают столь много надежд (в энергетическом, разумеется, смысле)? Хватит ли им батареек? Как говорят на Руси, пока солнце взойдет, роса очи выест.

Солнце – оно такое, может светить не всем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру