Подлодка «Дмитрий Донской» во многих отношениях — знаковое имя для истории отечественного флота. Его называли «легендой ВМФ, контролирующим полмира». Он включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире подводный корабль.
Справка «МК»:
«Дмитрий Донской» — это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Первый корабль в серии. Был модернизирован под ракеты «Булава»: в шахты для ракет Р-39 со стартовой массой 90 т были вставлены новые пусковые установки под существенно меньшую ракету «Булава».
Самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула».
По кодификации НАТО - SSBN «Typhoon» («Тифон», по древнегреческой мифологии чудовищный великан). Скорость надводная - 12 узлов, под водой - 27 узлов (50 км/ч). Рабочая глубина погружения 320 метров. Предельная глубина погружения 400 м. Автономность плавания - 120 суток. Экипаж 165 человек, в том числе 51 офицер.
Размеры: водоизмещение - 49 тыс. 800 тонн. Длина - 172 метра, ширина – 23,3 метра, высота - 26 метров. Средняя осадка - 11 метров.
Специалисты предлагают не утилизировать подлодку, а превратить ее объект военно-исторического и культурного наследия, переоборудовать в современный интерактивный музейный центр в Острове фортов в Кронштадте.
- «Дмитрий Донской» - это единственный из шести тяжелых подводных крейсеров этой серии, который смог уцелеть, - говорит военный эксперт капитан 1 ранга Владимир Гундаров. - Это из-за того, что его использовали для испытаний ракеты «Булава», которые длились около 20 лет.
Сейчас крейсер непригоден ни для чего, кроме как для бросковых испытаний ракеты «Булава». переделывать его в боевую подводную лодку сейчас не имеет смысла. Во-первых, крейсер очень старый, а во-вторых, его физические измерения таковы, что из нее ничего не возможно сделать. Самое разумное решение — это превратить его в музей в Кронштадте.
Там уже стоит первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол», которая первой побывала на Северном полюсе. Поместить туда такой же уникальный крейсер «Дмитрий Донской» будет правильным решением. Этот музейный экспонат будет предметом гордости за все советское подводное кораблестроение, гордости за нашу страну, которая смогла построить такой крейсер.
- Владимир Александрович, его сложно будет перевести к Кронштадту?
- Нет, не сложно. «Дмитрий Донской» уже когда-то приходил из Баренцева моря на Военной-морской парад в Кронштадте. Он проходил нейтральными водами, проливами из Атлантики в Балтийское море. Кстати, когда он проплывал мимо Дании, то жители приходили на пляж, чтобы сфотографировать этот чудесный крейсер.
- Какие подлодки приходят на смену «Дмитрию Донскому»?
- У нас сейчас строятся новые лодки, которые постепенно приходят на смену, старым атомным подводным крейсерам. Все эти устаревшие подводные лодки меняют на современные ракетоносцы нового проекта, такие как «Генералиссимус Суворов» или «Александр Невский», которые базируются сейчас на базе в Гаджиево.