Эксперт раскритиковал ситуацию с вертолетными дронами: отстаем от потребностей

Образцы есть, но до массового производства дело не дошло

На этой неделе в Подмосковье прошла очередная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2024. О том, какие тенденции выявила экспозиция, «МК» рассказал эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

Образцы есть, но до массового производства дело не дошло

- Во-первых, само мероприятие, в последние годы стагнировавшее, стало визуально еще меньше, - говорит эксперт. - Это связано с фактическим прекращением сотрудничества с авиастроительными компаниями Запада.

Действительно, до 2022 года в экспозиции подобных выставок свои стенды имели мировые компании «Сикорский», «Еврокоптер». Сегодня их, естественно, нет.

- Кроме того, - говорит Федутинов, - больших успехов в отечественном вертолетостроении также не демонстрируется. Возможно, поэтому стенд «Вертолетов России» в этом году был до предела минималистичным.

Вторая тенденция, по словам эксперта - возросшее число разработок в сфере беспилотной авиации.

- Это является отражением высокого спроса на такие системы в военной сфере, что в немалой степени связно с проводимой специальной военной операцией и растущей ролью беспилотников в боевых действиях, а также с ожиданиями роста гражданского сектора рынка, - говорит Федутинов. - Что касается беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа, было небезынтересно отметить существенное присутствие на выставке продукции белорусских компаний.

Причем отнюдь не только в категории легких беспилотных летательных аппаратов. Так, здесь можно было видеть крупный 750-килограммовый разведывательно-ударный беспилотник Hunter разработки одной из белорусских компаний. Также было показано семейство дронов вертолетного типа белорусской фирмы UVR, включающее как модели с электродвигателями, так и с двигателями внутреннего сгорания.

Удивило крайне малое присутствие беспилотных систем на стенде основного российского разработчика и производителя беспилотных систем компании «Вертолеты России», где экспонировался только уменьшенная модель 200-килограммового вертолетного комплекса БАС-200.

Эксперт напомнил, что еще несколько лет назад компания «ВР-Технологии» – конструкторское бюро холдинга «Вертолеты России» показывали несколько своих перспективных разработок.

- В их числе беспилотные летательные аппараты вертолетного типа соосной схемы VRT-300, а также экспериментальный беспилотник-конвертоплан, - рассказал Федутинов. - Однако судьба у этих казавшихся перспективными разработок, похоже, оказалась не радужной. В конце марта 2024 года стало известно, что «ВР-Технологии» планирует подать в суд заявление о признании себя банкротом.

Сейчас же линейка беспилотных систем холдинга, как видно, наполняется за счет технических решений сторонних разработчиков. Так, упомянутый аппарат БАС-200 спроектирован с непосредственным участием белорусской компании UAVHELI. А в очертаниях присутствовавшего на одной из прошедших выставок «Армия» более тяжелого БАС-750 угадывается модель дрона HUNTER.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру