Президента Франции Эммануэля Макрона обвинили в игре с французской демократией после того, как он объявил, что распустит парламент и назначит досрочные парламентские выборы после сокрушительного поражения своих союзников от ультраправого Национального объединения Марин Ле Пен на воскресных выборах в Европейский парламент, пишет The Guardian.
В ночь, когда ультраправые партии добились значительных, но далеко не окончательных успехов в Европе, “Национальное объединение” набрало около 32% голосов французов, что более чем вдвое превышает 15% или около того, набранные союзниками Макрона, согласно прогнозам, при этом социалисты получили всего 14%.
Первый тур выборов в Национальное собрание состоится 30 июня, а второй - 7 июля, объявил Макрон в обращении к нации, сделав огромную ставку на свое политическое будущее за три года до окончания своего второго президентского срока.
Итоги выборов в Европарламент оказались “не очень хорошим результатом для партий, защищающих Европу”, сказал президент Франции, отметив, что возглавляемые "Национальным объединением" ультраправые во Франции набрали почти 40% голосов избирателей по всей стране.
“Я не могу вести себя так, как будто ничего не произошло, - сказал Макрон. – Я решил предоставить вам выбор... Поэтому я распущу Национальное собрание сегодня вечером”. Он назвал это решение “серьезным и ответственным”, но назвал его “актом доверия”.
Менее чем за два месяца до начала летних Олимпийских игр 2024 года в Париже Макрон заявил, что уверен в “способности французского народа сделать наилучший выбор для себя и будущих поколений”.
Макрон добавил: “Сейчас самое время внести ясность. Я услышал ваше послание, ваши опасения, и я не оставлю их без ответа … Франции необходимо явное большинство, чтобы действовать спокойно и гармонично”.
Другие были менее убеждены в этом, отмечает The Guardian. Рафаэль Глюксман, возглавлявший список Социалистической партии, сказал, что Макрон “уступил” Барделле. “Это очень опасная игра с демократией и институтами. Я поражен”.
Другой критик, Валери Пекресс, высокопоставленный деятель консервативной республиканской партии, заявляет: “Роспуск без предоставления кому-либо времени на организацию и без проведения какой-либо кампании - это игра в русскую рулетку с судьбой страны”.
Ежедневная газета Liberation опубликовала в понедельник заголовок на первой полосе: “Экстремальная авантюра”.
“Эммануэль Макрон - игрок в покер, мы убедились в этом сегодня вечером”, - заявила депутат от партии зеленых Сандрин Руссо. Но Марин Ле Пен, номинальный лидер "Национального объединения", которая считается лидером на президентских выборах 2027 года, на которых Макрон не сможет баллотироваться, заявила, что приветствует это решение.
“Мы готовы поставить страну на ноги. Мы готовы защищать интересы французского народа”, - заявила она. Ведущий кандидат от ее партии на европейских выборах, 28-летняя Джордан Барделла, заявила, что избиратели “резко отвергли” президента.
Партия Возрождения Макрона в настоящее время имеет 169 депутатов в национальном собрании, а "Национальное объединение" - 88. Если ультраправая партия получит абсолютное большинство на предстоящих выборах, президент фактически потеряет контроль над большей частью внутренней политики Франции.
Однако аналитики говорят, что это маловероятно, отчасти потому, что европейские выборы часто воспринимаются избирателями как бесплатный способ дать пинка действующему правительству, и на парламентских выборах все вполне может обернуться по-другому.
Учитывая, что явка на европейских выборах во Франции, по прогнозам, составит чуть более 52%, Макрон будет надеяться привлечь избирателей, которые остались дома, чтобы заблокировать крайне правых и, возможно, вернуть абсолютное большинство, которое его партия потеряла на парламентских выборах 2022 года.
Победа "Национального объединения", вероятно, приведет к назначению Барделлы премьер-министром. Возможно, наиболее вероятным сценарием, по мнению аналитиков, является создание антиэкстремистской коалиции между центристами Макрона и традиционными правыми республиканцами или даже левыми социалистами.
Селин Брак, генеральный директор избирательного агентства Odoxa, охарактеризовала заявление президента как “ход в покер” в то время, когда среди французов было “сильное желание наказать президента”.
Люк Рубан, политолог из Sciences Po в Париже, сказал, что Макрон хотел “заманить” Национальное объединение в ловушку своим внезапным объявлением о выборах, утверждая, что у ультраправой партии возникнут проблемы с подбором достойных кандидатов для борьбы за 577 мест в ассамблее.
Но Муджтаба Рахман, управляющий директор Eurasia Group по Европе, сказал агентству Франс Пресс: “Очевидно, что это крупная авантюра. На самом деле Макрон пытается перехватить инициативу. Наиболее вероятным результатом является еще большая фрагментация, еще больший тупик и хаос”.
В то время как ультраправые спровоцировали политическое землетрясение во Франции и добились значительных успехов в других странах, их прогресс не был всеобщим, и основные партии, похоже, сохранили большинство в парламенте блока, состоящего из 27 членов.
В Германии рейтинг "Альтернативы для Германии" (AfD или АДГ) подскочил с 11% в 2019 году до 14,2%, несмотря на ряд скандалов, в то время как рейтинг Социал-демократической партии канцлера Олафа Шольца снизился до 14,6%, что хуже ее самого слабого результата за всю историю в 2019 году. Однако, согласно предварительным результатам, Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз, находящийся в настоящее время в оппозиции, уверенно лидирует, набрав 30,9% голосов.
Успех АДГ был достигнут, несмотря на множество скандалов, в том числе из-за заявления ее ведущего кандидата о том, что СС, главная военизированная сила нацистов, “не все были преступниками”.
В Австрии, тем временем, ультраправая партия свободы, как пишет The Guardian, заняла первое место с 25,7%, опередив консервативную народную партию и социал-демократов с 24,7% и 23,2% соответственно.
В Нидерландах крайне правая партия Герта Вилдерса заняла второе место после альянса левых и зеленых, но, похоже, не оправдала ожиданий, отмечает The Guardian. Партия свободы набрала 17% голосов, в то время как альянс левых и зеленых, возглавляемый бывшим вице-президентом Еврокомиссии Франсом Тиммермансом, набрал 21,1%.