«За Моздок ответите»: эксперты оценили налет дронов ВСУ на военный аэродром

Беспилотный удар по стратегическому объекту обозначил ряд проблем

Украинские дроны впервые долетели до Северного Кавказа: в зоне поражения оказался 7 июня военный аэродром под Моздоком. Об этом сообщил глава Республики Северная Осетия – Алания Сергей Меняйло. Если три украинских дрона действительно были запущены с территории Украины, то пролетели они более 600 км. Эксперты, оценивая налет укродронов, ставят сразу несколько острых вопросов, которые придется срочно решать.

Беспилотный удар по стратегическому объекту обозначил ряд проблем

По словам главы региона, в Моздоке силами ПВО были сбиты три беспилотника, которые прилетели с украинской стороны. Целью был военный аэродром. Слава богу, обошлось без жертв и разрушений.

В Сети появилось сразу несколько видео, на одном из которых хорошо различим летящий беспилотник. Позже были опубликованы фото с многочисленными обломками сбитых дронов. По ним специалисты идентифицировали беспилотный летательный аппарат ВСУ «Лютый». Его заявленная дальность — 800 км.

Аэродром в Моздоке — стратегический объект. На нем базируются самолеты дальней авиации, а также носители «Кинжалов» - истребители МиГ-31К.

Выбрать цель и точные ее координаты при современном уровне развития технологий дистанционного зондирования Земли из космоса не представляет труда: спутниковые фото высокого разрешения практически в прямом доступе.

Куда сложнее составить такой маршрут полета дронов, чтобы он не попадал в зону действия наших средств ПВО. Тут Вооруженным силам Украины не обойтись без помощи западных спонсоров. Спутники радиотехнической разведки США и стран НАТО постоянно мониторят работу наших радаров и делятся нужной информацией с ВСУ. Благодаря этому, очевидно, уродроны смогли пролететь Краснодарский и Ставропольский край и добраться до Северной Осетии.

Хотя некоторые эксперты не исключают, что дроны могли запустить диверсанты с территории России или сопредельных государств. Ну, например, с территории Грузии. Естественно, без ведома местных властей.

Если дрон летит на автопилоте — по заданной программе, то ему не нужно поддерживать связь с оператором. Он лишь фиксирует во время полета назначенные ориентиры и автоматически корректирует траекторию. Можно, конечно, глушить сигналы навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или GPS. Но, как показывает опыт, современные дроны научились проскакивать «глухие зоны», а затем опять выходить на заданный маршрут.

В этом случае вся надежда на наши средства наблюдения и зенитные комплексы. Беда в том, что наземные радары низколетящие цели видят плохо или совсем не видят. Сплошного радиолокационного поля для обнаружения воздушных целей на малых и сверхмалых высотах у нас, к сожалению, нет.

Эксперты советуют на этот случай массово использовать привязные аэростаты с нужной радиотехнической или оптической аппаратурой. Они могли бы легко обнаруживать такие цели на фоне земли и передавать информацию на командные пункты ПВО. Такие системы, кстати, давно используются израильской армией. У нас на эту тему много говорят, но до массового внедрения пока дело не дошло.

Наводиться дроны на цель, кстати, могут и оператором. Когда речь идет о расстояниях в сотни километров, простая связь бессильна. В ход идет спутниковая. Например, система «Старлинк» Илона Маска. Более 4000 спутников на низкой орбите обеспечивают прямой доступ в интернет практически в любой точке земного шара.

Тут с нашей стороны нужны другие способы противодействия. Например, глушить сигналы «Старлинк». За два года СВО мы научились это делать. ВСУ и НАТО очень этим обеспокоены. Опыт надо масштабировать на европейскую территорию России.

Некоторые эксперты предлагают более радикальную меру — сбивать спутники «Старлинк». Теоретически это возможно. Например, создать нечаянно облако шрапнели в одной из орбитальных плоскостей космической системы «Старлинк». И тогда аппараты в этой плоскости один за одним поневоле выйдут из строя. Не исключено, что до этого дойдет дело, поскольку связные спутники Илона Маска стали элементом боевого обеспечения действий ВСУ, иными словами — стали оружием на орбите.

Ну, и наконец, проблема беспилотных атак на российские военные аэродромы имеет еще один очень важный аспект: почему, собственно, недешевая авиационная техника у нас стоит на открытых стоянках, а не в защищенных, обвалованных железобетонных укрытиях? Тут не обойтись без короткого исторического экскурса.

Дело в том, что авиационные ЖБУ — железобетонные укрытия — успешно строились у нас еще с 60-х годов. Но строились они в основном на передовых рубежах Варшавского договора — в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии. Чуть меньше их было во втором эшелоне — на территории Белорусского, Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов.

После развала Союза все это добро досталось нашим бывшим союзникам, ставшим частью блока НАТО, ну и экс-союзным республикам. В российских регионах, в третьем эшелоне, во времена СССР авиационные ЖБУ не строились. Тем более их не строили после 1991 года: мы же думали, что НАТО теперь наш партнер. Ну, ошиблись, с кем не бывает.

Как отмечают многие эксперты, озаботиться проблемой укрытий самолетов на аэродромах стоило уже давно, задолго до начала СВО. Так, в 2018 году террористы в Сирии организовали массированную атаку на наш аэродром в Хмеймим. Это был первый тревожный звонок. В Сирии, кстати, самолетные укрытия таки построили.

Потом были атаки наших аэродромов дронами и ракетами ВСУ. Первые из них случились еще в феврале 2022 года.

А что же делать сейчас? Быстро все необходимые защитные сооружения не возведешь, нужно время и средства. Но делать это надо. Ограничиться использованием в качестве средств защиты горами автомобильных покрышек или изображением на местах стоянки авиатехники полноразмерных самолетов не получится. Маловато будет.

Остается одно — начать строительство сооружений и одновременно предпринять весь комплекс мер по защите дорогостоящей авиатехники на наших аэродромах — от насыщения ПВО средствами наблюдения и поражения до качественной маскировки важных объектов и повышения мобильности нашей авиации.

Справимся. Не впервой. А в завершение стоит процитировать главу Республики Северная Осетия – Алания Сергея Меняйло: «Ответ на провокации ВСУ будет. Наши ребята на фронте над этим работают».

Между тем, по неподтвержденным данным, вслед за беспилотной атакой на Моздок ВСУ атаковали военный аэродром в Ахтубинске. На космических снимках видны следы пожара вблизи стоянки нашего истребителя 5-го поколения Су-57. Кстати, стоял он тоже на открытой и незащищенной стоянке.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29293 от 10 июня 2024

Заголовок в газете: «За Моздок ответите»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру