Эксперты объяснили, почему Талибан исключат из списка террористов

«Россия и Афганистан сплотятся перед общим врагом»

Правительство Афганистана направило на экономический форум в Санкт-Петербурге представительную делегацию. Парадокс в том, что власть в Кабуле после бегства оттуда американцев принадлежит талибам, которые признаны у нас террористической организацией и запрещены. «МК» попросил экспертов прокомментировать эту правовую колизию.

«Россия и Афганистан сплотятся перед общим врагом»

На днях МИД и Минюст России предложили Владимиру Путину исключить Талибан (террористическую организацию, запрещенную на территории РФ) из списка запрещенных организаций. Вопросом легитимности правящего в Афганистане режима озабочена не только Россия, но и другие страны. Так, в началае июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил об исключении Талибана из списка террористических организаций, обосновав свое решение важностью торгово-экономического сотрудничества с обновленным Афганистаном.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров рассказал «МК» о том, какие у России и властей Афганистана могут быть общие интересы.

- Как Вы думаете, одобрит ли наш президент предложение МИДа и Минюста?

- Я думаю, да. Без решения Владимира Путина ни Минюст, ни МИД не занимались бы этим вопросом. Это объективная реальность – в Афганистане у власти находятся именно эти силы, а не кто-либо еще.

Мы ведем с Афганистаном переговоры, Китай также начинает с ним работать. Как можно общаться с государством и в то же время не признавать его правительство?

- Какие экономические интересы у России в Афганистане?

- В этом государстве много неразработанных залежей полезных ископаемых и различного рода минеральных ресурсов. Кроме того, Афганистан еще и транзитная страна. Может быть, именно благодаря нашей помощи будет возведена трансафганская железная дорога из Узбекистана в Пакистан, к крупному порту Карачи. Для нас в Афганистане много чего есть интересного...

- Как власти Кабула относятся к России в экономическом плане? В каких товарах или услугах они нуждаются?

- Афганистан ко всем относится хорошо в экономическом плане, особенно к России. Речь идет не только о наших инвестициях, но и о товарах, таких как природный газ и нефтепродукты, а также прочих услугах и проектах, вроде строительства железной дороги. Все это для нас очень выгодно.

- Ведут ли западные государства переговоры с Кабулом или полностью игнорируют новые власти?

- В отличие от нас, они не признают и даже не собираются их признавать. Периодически США ведут с ними переговоры, но общаться с правительством Афганистана как со стратегическим партнером они не готовы.

- Какие изменения в жизни простых афганцев произошли после смены политического руководства в 2021 году?

- Для начала в Афганистане прекратилась многолетняя война. Это уже первое положительное изменение. Все остальные аспекты жизни простых людей, конечно, ужесточились, но исламские законы – это их внутреннее дело. В первую очередь нас должно интересовать взаимовыгодное сотрудничество, а не то, «кто по каким законам живет...»

- Как вы думаете, может ли Талибан (запрещенное в РФ движение) в отдаленном будущем стать полноправным союзником России или же культурные и религиозные разногласия не позволят этому произойти?

- Зачем так далеко заглядывать? Пока что на этот вопрос отвечать бессмысленно, достоверно сказать на этот счет ничего нельзя.

Военный эксперт, один из авторов сборника научных статей «Союзники», выпущенного Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), Юрий Лямин объяснил, насколько важно для России экономическое сотрудничество с Афганистаном.

- Будет ли Талибан исключен из списка запрещенных организаций?

- Я думаю, что предложение МИДа и Минюста России будет одобрено, так как не видно оснований, чтобы и дальше оставлять талибов в списке запрещенных организаций. С момента внесения их в этот список более 20 лет назад ситуация кардинально изменилась.

Талибан снова взял власть в Афганистане и при этом предпринимает реальные усилия для решения проблем, вызывающих беспокойство у России. Можно вспомнить, к примеру, что именно благодаря введеному талибами запрету, посевы опиума в Афганистане в прошлом году сократились на 95% по данным Управления ООН по наркотикам и преступности.

Взаимодействие с запрещенными пока талибами важно и для нашей борьбы с общим врагом в виде Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная на территории России террористическая организация).

- Насколько важны для России экономические отношения с Афганистаном?

- Надо сказать, что товарооборот между нашими странами заметно вырос после смены власти в Кабуле. Россия наращивает экспорт топлива и зерна в Афганистан, в то время как афганцы поставляют нам дешевую сельхозпродукцию.

Потенциально в недрах Афганистана есть огромные запасы различных полезных ископаемых, но их добыча еще совершенно недостаточно развита. В этой сфере есть большие перспективы для сотрудничества, но и проблем тоже немало.

Теоретически возможна и реализация различных транзитных проектов в Пакистан, но для этого России нужно время и обеспечение талибами гарантий безопасности.

- Помимо России, как к афганским властям Афганистана относятся правительства других стран, например, США и Европейский Союз?

- С афганским правительством в основном контактируют правительства соседних стран - Китая, Ирана, Пакистана, Индии, среднеазиатских республик, а также некоторых арабских государств.

В свою очередь, США и другие западные страны придерживаются политики изоляции и санкций против запрещенных у нас пока талибов.

- Насколько сильно изменился Афганистан после смены власти и бегства американцев?

- Изменений во внутренней политике Афганистана после победы талибов в 2021 году было много. Напомню, что официально они называют свое государство Исламский Эмират Афганистан и выстраивают внутреннюю политику по собственным правилам.

Кому-то это нравится, кому-то нет, и проблем в Афганистане до сих пор очень много, но в целом новые власти смогли обеспечить в своем государстве относительную стабильность и порядок.

Хотя противники кабульских властей иногда организуют теракты или небольшие вылазки против их патрулей в некоторых районах, но масштабных боевых действий там не ведется, и талибы достаточно плотно контролируют ситуацию в стране.

- По вашему мнению, могут ли Россия и Афганистан в итоге стать союзниками?

- Я не люблю гадать по поводу отдаленного будущего, так как здесь очень много факторов, которые могут сказаться на отношениях между нашими странами на протяжении многих лет.

Но потенциал для развития отношений с Афганистаном при правительстве талибов в различных сферах деятельности, от безопасности до экономики, безусловно есть, хотя и «подводных камней» хватает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29293 от 10 июня 2024

Заголовок в газете: Разрешить нельзя запретить

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру