Греция получила неожиданного союзника в своей кампании по возвращению мрамора Парфенона из Британского музея после того, как Турция публично отвергла заявление о том, что лорд Элджин якобы получил разрешение от османских властей на вывоз древностей из Акрополя, пишет The Guardian.
На этой неделе высокопоставленный представитель министерства культуры Турции по борьбе с контрабандой Зейнеп Боз заявила, что нет никаких доказательств того, что коллеге было дано разрешение на демонтаж скульптур с памятника пятого века до нашей эры, что было воспринято официальными лицами в Афинах как “чрезвычайно важное” признание.
“Турция - это та страна, которая могла бы располагать архивными документами, относящимися к вещам, которые в то время продавались легально. Историки в течение многих лет рылись в османских архивах и не смогли найти ”фирман", подтверждающий, что продажа была законной, как утверждается", - рассказывает Зейнеп Боз Associated Press.
Боз, которая также беседовала с государственной телекомпанией Греции ERT, рассказала, что единственной найденной уликой был указ, написанный на итальянском языке, но на нем не было ни подписи султана, ни печати, которые подтверждали бы, что он исходил от императорского двора.
Официальные лица в Афинах сообщили The Guardian, что признание Боз оказалось ключом к опровержению любых доводов о том, что древняя резьба была приобретена с молчаливого согласия османских властей.
Елена Корка, почетный директор департамента древностей и культурного наследия министерства культуры Греции, сказала: “Это очень высокопоставленный турецкий чиновник, в распоряжении которого находятся все архивы, все службы, и то, что она говорит, что ничего не найдено, что нет ни одного документа, чрезвычайно важно. Они искали и не смогли его найти, и это потому, что его никогда не существовало”.
В 1801 году бригады, работавшие по приказу лорда Элджина, начали снимать скульптуры с монументального фриза, который когда-то украшал Парфенон, с помощью мраморных пил и другого оборудования - на это ушло более десяти лет. Уже тогда это было настолько спорным, что его современник лорд Байрон счел своим долгом осудить это в стихах, пишет The Guardian.
Но Британский музей, который в 1816 году приобрел мраморные статуэтки у обанкротившегося шотландского дипломата, всегда утверждал, что они были получены законным путем.
Зейнеп Боз признала, что почувствовала себя обязанной вмешаться, когда представитель Великобритании на недавнем заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей в Париже подтвердила, что скульптуры были законно приобретены в Османскую эпоху.
Елена Корка, которая написала докторскую диссертацию о "фирмане" и провела почти десять лет, изучая архивы в Англии и Стамбуле, сказала, что единственные документы, которые она нашла, связанные с мрамором, касались поставок древностей, которые Элджин доставил из порта Пирей в Англию.
“Там были два документа, написанные на османли, языке того времени, в которых описывалось то, что находилось в грузах, как керамика и кусочки камня, на некоторых из которых были изображения, но они не имели значения для османов, – сказала она. – В обоих говорилось, что он купил эти предметы в Афинах. Там вообще не было никаких упоминаний о мраморе Парфенона, и это потому, что Элджин так и не получил разрешения что-либо убрать с этого места”.
С тех пор, как 40 лет назад в Греции была запущена кампания по объединению сокровищ, считающихся вершиной классического искусства, с другими реликвиями в Афинах, поддержка растет. Опросы общественного мнения показывают, что большинство британцев выступают за возвращение памятников старины в страну, где они были созданы.
“Британский музей всегда утверждал, что сокровища были приобретены на законных основаниях; это был его главный аргумент, – сказала Ирен Стаматуди, профессор права культурного наследия, которая консультирует греческое правительство по этому вопросу. – Сейчас важно, чтобы страна, владеющая оригинальными архивами, у которой, возможно, есть документ, подтверждающий это, заявила, что его просто не существует. Для нас это очень позитивное событие”.
Министр культуры Греции Лина Мендони, назвав восстановление произведений искусства на том месте, где они были вырезаны 2500 лет назад, “национальной целью”, заявила, что вмешательство Турции существенно укрепило позицию Афин.
“Никогда не было никакого османского указа, который позволял бы Элджину обращаться со скульптурами Парфенона с таким варварством, с каким он обращался с ними, - сказала она. – Турция выступила с заявлением и подтвердила то, что греческая сторона утверждала годами – что никакого указа не было”.
В заявлении Британского музея говорится, что он осознает глубину чувств, которые, по прошествии более чем двух столетий, вызывает культурный конфликт.
“Британский музей признает сильное желание Греции вернуть скульптуры Парфенона в Афины”, - сказал представитель музея телеканалу Skai TV. “Мы понимаем и уважаем связанные с этим глубокие эмоции”.